Лучший педагог года

Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Яна Каткова
Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»

"Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Слайд 1,2.

Уважаемые председатель и члены жюри, разрешите представить вашему вниманию творческую презентацию опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 45» Яны Николаевны Мячевой на тему «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Слайд 3,4

Публикация «Представление опыта работы „Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.

Вопрос развития мелкой моторики довольно актуален.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей речевого развития, и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Доказано, чем выше двигательная активность. тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.

Слайд 5

Исходя из вышесказанного и увидев необходимость в развитии речевой деятельности у детей, я поставила перед собой цель: развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста, с помощью использования пальчиковых игр.

Основные задачи:

• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук.

• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

• Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь, речевое дыхание.

• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.

• Обогащать словарный запас.

Слайд 6

Изучив литературу по развитию мелкой моторики таких авторов как И. Светлова " Развитие мелкой моторики", Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика", Е. М. Чернова "Пальчиковые шаги", В. Савченко "Штриховка", А. Н, Малышева "Аппликация в детском саду" и др., пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Поставив перед собой цель и задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на ФГОС ДО, основную образовательную программу МБДОУ «Детский сад № 45» и комплексно- тематическое планирование к ней (разработанных на основе примерной основной образовательной программы "От рождения до школы", под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева., я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Слайд 7

Для наибольшего удобства виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:

1. Комплекс "Пальчиковые игры"

Пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; фигурки из счетных палочек; физкультминутки; пальчиковые шаги; самомассаж использованием дополнительных атрибутов); игры с природным материалом (каштаны, шишки); шнуровка; мозаика; пальчиковый театр.

2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности в развитии

мелкой моторики"

Тестопластика (лепка из соленого теста, раскрашивание готовых фигур); конструирование (оригами, различные виды конструктора); аппликация; пластилинография; рисование песком, манкой.

3. Комплекс "Развитие графической моторики"

Штриховки; пропись; трафареты; шаблоны; раскраски.

Слайд 8, 9, 10, 11

Перечисленные комплексы я использую в различных формах организации работы с детьми, это:

1. Утренняя гимнастика.

2. Самостоятельная деятельность

3. Организованная образовательная деятельность

4. Прогулка

5. Самообслуживание

6. Работа с родителями

7. Индивидуальная работа

8. Продуктивная деятельность

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной (ежедневной, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.

Слайд 12

Определив основное направление в работе, сначала я начала искать пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их речевую, познавательную и творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В группе, по возможности, мной были созданы условия по развитию мелкой моторики с учетом интеграции образовательных областей. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры, пособия для этого вида деятельности:

• игры-шнуровки,

• мозаика,

• трафареты,

• бумага, карандаши, раскраски,

• штриховки,

• счётные палочки,

• тетради с карандашами,

пальчиковый театр, театр БИ-БА-БО,

• пособие для дыхательных упражнений,

• зеркала и картинки для артикуляционной гимнастики

Слайд 13

Для определения работы с родителями вначале было проведено анкетирование по данной теме. Анализ анкет показал недостаточный уровень компетентности родителей и низкую заинтересованность по данной проблеме.

Для достижения более качественных результатов в данном направлении был разработан план работы с родителями, в котором использовались разные формы работы :

-беседы, консультации, так же были разработаны памятки о значении развития мелкой моторики в речевой деятельности;

- родительское собрания по теме «Значение пальчиковых игр в речевом развитии ребенка»,

- мастер-класс для родителей «Тестопластика»,

-день открытых дверей (присутствие родителей на ООД по развитию речи с использованием пальчиковых игр).

- привлечение родителей для насыщения развивающей предметно- пространственной среды.

Слайд 14

Положительные эмоции и заинтересованность родителей дети получали при проведении совместных развлечений и праздников с использованием пальчиковых игр. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, что позволяет использовать их в физкультурных досугах т. к пальчиковые игры имеют важный здоровьесберегающий компонент.

Слайд 15

Также мой опыт работы в данном направлении был представлен педагогам МБДОУ «Д/Сад № 45», это:

-мастер-класс «Тестопластика» и «Пальчиковые игры»,

Еще я делилась опыты работы с детьми на международном образовательном портале maam.ru, в виде публикации проекта «Здравствуй Сказка!»

Это позволяет раскрыть важность и значение пальчиковых игр в речевом развитии.

Слайд 16.

Для создания благоприятных условий развития речевой деятельности детей с помощью пальчиковых игр, мною были дополнительно разработаны картотеки :

-пальчиковых игр,

-скороговорок,

-чистоговорок,

- дыхательных упражнений,

-артикуляционных упражнений.

Изготовлены различные игры на дыхательные упражнения: тучка, футбол, чашка, картинки;

Приобретены массажные мячики, коврики, дорожки.

Перспективы работы по данному направлению:

- продолжать работу с детьми подготовительной группы по развитию речевой деятельности, с помощью использования пальчиковых игр;

- продолжать обогащать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в данном направлении;

- продолжать представлять значимый опыт своей работы в педагогических сообществах;

- расширять возможности сотрудничества с родителями, обращать внимание на важность совместного взаимодействия детей и родителей по данной теме.

Значимость выбранной деятельности:

• У детей развиваются тонкие движения пальцев и кистей рук, память, связная речь, речевое дыхание, мыслительная деятельность, зрительное и слуховое восприятие, обогащается словарный запас.

• Педагоги продолжают создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости, для поддержания индивидуальности и стимулирования творческих способностей.

• Родители расширяют возможности сотрудничества с детьми, прислушиваются к их мнению.

Публикации по теме:

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. «Источники способностей и дарований.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего №15 Светлячок» Бугульминского муниципального.

Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов.

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей (из опыта работы) Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависит от той базы знаний и умений,навыков, которые они приобретают в детском.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование опорных наглядных средств в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 марта 2016 в 21:23
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД