Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)

Людмила Кузьминых
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)

часть 1

Представление своего профессионального опыта на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Кировской области». (2 часть)

Работу осуществляю поэтапно, по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Множества предметов», «Знакомство с цифрами», «Разделение предмета на части», «Обобщение и закрепление знаний».

На первом этапе использовала диагностическую программу Людмилы Ивановны Павловой, Марины Юрьевны Парамоновой для определения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты проведённой диагностики свидетельствуют о том, что дети испытывают трудности в освоении количественных представлений.

На 2 этапе разработала и провожу разнообразную интегрированную деятельность: занятия, игры-задания; сочиняем с детьми авторские сказки «Замок цифры 3», «Королевство зашифрованных цифр» и другие; использую проблемные ситуации, викторины, эксперименты, математические викторины, развивающие игры на основе сказочных сюжетов.

Использую творческие методы:

сказка от считалки – заучивание считалки, придумывание загадочного начала;

• цветные сказки – берется один цвет, цифры и сочиняется сказка (например, в сказочном домике жила одна желтая краска. В небе ярко светило 1 солнышко. Оно было желтое -прежелтое и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому подружилось с 8 одуванчиками… и так далее);

сказка от смешного стишка – придумывание невероятных сказок;

• спасательные ситуации в сказках – придумывается экстренная ситуация, которая требует различные варианты «спасательных» решений;

• изменение ситуаций в знакомых сказках – предлагается детям что-то изменить;

сказки от одного слова – ребенок придумывает первое слово и начинает сочинять (три – три друга решили пуститься в путешествие);

• моделирование сказок – использование схематических схем

и другие.

Во время непосредственной образовательной деятельности использую занимательный материал на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок. Приведу пример системы «проживания» детей с героями сказок в течение дня.

Утро. Сюрпризный момент. Детей встречает Лиса – персонаж русской народной сказки «Лиса и кувшин».

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание детей.

Утренняя гимнастика «Путешествие по лесу».

Цель: поднять мышечный тонус детей, развить воображение, упражнять в порядковом счёте, в формировании умения сравнивать рядом стоящие числа. Дети во время ходьбы идут «по лесной тропинке», на которой разложены кубики разного размера. Дети должны по заданию педагога обойти 3 кубика маленького размера и перейти по двум большим кубикам через «ручеёк». Сравнение чисел.

Д/игра «Узнай сказку по иллюстрациям».

Цель: закреплять знания о содержании и героях сказки, дать продемонстрировать свои знания и предпочтения, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Непосредственно образовательная деятельность «Математическое развлечение».

Педагог предлагает детям отправиться вместе с лисой в путешествие по сказке «Лиса и кувшин», где они должны показать знания в счёте, уметь выделять основные признаки предметов (цвет, форму, величину) при сравнении двух и более предметов, количественный состав числа, деление предмета на несколько частей.

Таким образом, подобное развлечение помогает не только выявить знания детей, раскрыть их творческий потенциал, но и формирует нравственные качества, эмоционально-личностное отношение ребёнка к данной теме.

Прогулка. Вместе с лисой дети отправляются на прогулку. Дети сравнивают ёлочки в лесу по высоте, считают их количество, закрепляя количественный счёт. Находят под ёлкой шишки, считают их.

Труд. Педагог предлагает нарисовать для лисички кувшины – развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию.

Подвижная игра «Хитрая лиса» - позволяет развивать ловкость, быстроту, научить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Вторая половина дня.

Гимнастика после сна «Прогулка в лес».

Самостоятельная деятельность. Обыгрывание сюжета сказки «Лиса и кувшин» в свободной деятельности даёт возможность детям проявить игровую самостоятельность, создаёт условия для творческого самовыражения с использованием элементов костюмов, масок.

Психогимнастика «Лиса» развивает пантомическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей. Дети учатся регулировать мышечное напряжение и расслабление, формируются основы культуры поведения.

Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию»

Индивидуальная работа с детьми – закрепление счёта, числа, множества.

Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. На своих «сказочных» занятиях я использую игры-задания: «Продолжи узор», «Заполни таблицу», «Что дальше?», «Фотография», «Лапки, рожки, хвост», «Путаница», «Цифры по порядку», «Строй».

С помощью сказок дети старшего дошкольного возраста приобретают навыки счёта, логического мышления, развиваются общие представления о множестве, закрепляется умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета.

В работе использую такие сказки: старшая группа – «Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой, «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой, «Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого) и другие; подготовительная группа - «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева, «Волк и лиса» (обр. И. Соколова-Микитова, «Снегурочка» (по народным сюжетам, «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обр. К. Ушинского, «Кот в сапогах» (пер. Т. Габбе).

На заключительном этапе провожу работу по осмыслению, осознанию, анализу того опыта, который получили дети.

Один раз в месяц провожу различные мероприятия: математические развлечения «Путешествие по сказкам», развивающие игры на основе сказочных сюжетов, литературные вечера «В мире математики», математический КВН между подгруппами детей, «Математический досуг».

Эффективности реализации поставленной цели способствует создание предметно-развивающей среды, которая включает в себя:

• Уголок математических игр

• Математическую игротеку «»В гостях у царицы Математики»

• Театр математических сказочных героев

• дидактические материалы

• различные пособия для индивидуальной и групповой деятельности.

Созданные условия позволяют каждому ребёнку найти свой собственный путь в математику, обеспечивают потребность в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Среда меняется в зависимости в интересов и потребностей детей.

Не менее важным условием формирования представлений о количестве у детей старшего возраста является активное участие в образовательном процессе родителей. Использую такие формы работы с семьёй: консультации, совместные выставки математических книг, изготовленных своими руками, родительские собрания, участие родителей в праздниках, в развлечениях, в изготовлении атрибутов к сказкам, использование сети Интернет.

Таким образом, улучшение показателей по диагностике в подготовительной группе обусловлено использованием предложенного цикла мероприятий. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей старшего возраста по формированию представлений о количестве.

Использование русских народных и авторских сказок позволяет детям получить более глубокие и прочные знания, преодолеть свою нерешительность, неуверенность, нежелание идти на контакт со взрослыми. Сказочная форма образовательной деятельности создаёт у детей стойкий интерес к математическому развитию, даёт возможность педагогу использовать детскую увлечённость для достижения поставленных целей.

Перспективу вижу в разработке авторской программы по теме «Сказочная математика».

Свое выступление хочу закончить словами Ивана Петровича Павлова: «человек должен быть умным, здоровым и сильным. А для этого нужно развиваться, учиться и не лениться, думать, чувствовать, желать».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника МБДОУ детского сада комбинированного вида «Умка» Возраст ребенка: 4лет 2 месяца Пол: мужской Проблема: слабые вычислительные навыки Цель.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт НОД по ФЭМП в подготовительной группе для родителей и учителей
В конце апреля в подготовительной группе №6 «Колобок» была проведена итоговая непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП «Путешествие в страну...
Фотоотчёт «Как мы провели этот учебный год!»
Вот и подошёл к концу наш первый учебный год. Вспоминая своих ребятишек, которые пришли в наш детский сад совсем маленькими, ни чего не умели делать и...
Лэпбук «Коми народные инструменты»
МАДОУ “Детский сад № 13” г. Сыктывкара ЛЭПБУК “КОМИ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ” Составила: Музыкальный руководитель Суворова Т. Ю. 2017 Описание: Данный...
Конспект ООД «Витамины для здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Конспект ООД «Витамины для здоровья» для младшего дошкольного...
«Наши матрёшечки». Фотоотчёт занятия по рисованию.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами нашими успехами. Мои малыши с раннего детства знакомятся с истоками русской народной культуры...