Представляю свой обобщенный опыт по формированию понятия величина у детей с ограниченными возможностями здоровья

Наталия Курабцева
Представляю свой обобщенный опыт по формированию понятия величина у детей с ограниченными возможностями здоровья

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств, он готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать и т. п. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной. Формирование полноценного восприятия окружающего мира - сенсорное воспитание. Его задача - помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов.

У детей с отклонениями в развитии сенсорика отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Это объясняется некоторыми особенностями: у проблемных детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. У таких детей потребность в общении развивается очень медленно, иногда не возникает совсем. Характеризуется большими трудностями в поведении, отсутствием внимания, слабой и не координированной моторикой. Из-за нарушений коммуникативной функции такие дети испытывают трудности в общении друг с другом. Часто не воспринимают словесные инструкции, не могут действовать по подражанию и образцу, поэтому действия с предметами выполняются совмещено, т. е. взрослый действует с предметами руками ребенка.

Основной целью воспитательной работы в таких группах является коррекция психофизических дефектов, подготовка детей к школьному и трудовому обучению и к адекватному включению в окружающую социальную сферу. Чтобы помочь таким детям полнее воспринимать окружающий их предметный мир и тем самым реализовать программу социальной адаптации, очень важно на протяжении всего учебного года уделять внимание развитию у детей умения различать предметы по их основным признакам, с учетом возможностей каждого ребенка.

Большой трудностью в обучении является то, что таких детей трудно побудить к действиям и привлечь их внимание, поэтому большое значение необходимо уделять воспитанию внимания детей к предметам и действиям с ними путем игровых и эмоциональных приемов.

После того, как ребенок научился видеть предмет - учить ;    фиксировать его внимание на одном изучаемом признаке — например, на величине. Величину ребенок учится различать практически. Пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. В процессе действий с игрушками проблемный ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное восприятие величины будет более точным.

Зная особенности детей моей группы - отсутствие интереса к каким - либо действиям, нежелание принимать игры, предлагаемые другими и т. п., надо стараться вызвать у детей непроизвольный интерес, либо яркой игрушкой, либо звуком колокольчика, погремушки, музыкальной игрушки и т. п., чтобы можно было начать действие с предметом. Очень важно заинтересовать ребенка, вызвать желание играть с дидактическим материалом, создать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

При действиях с предметами используются разнообразные приемы руководства: вначале утвердительные формы предложений: «Это большой мяч», «Это маленький мячик» и т. п. Затем содержание в вопросе утвердительного ответа: «Это большой мяч?» (показывая на большой мяч)

«А это маленький?» (при ошибке используется прием отрицания: «Это не большой, а маленький» и т. п.). Выбор предметов из двух контрастных величин.

Цель этих упражнений - фиксировать внимание детей на величине предметов.

Из-за ограниченных возможностях детей, восприятие нового, подборка пособий на первый период работы была сделана так, чтобы в них был выделен только один признак - величина. Дети с отклонением в развитии часто не видят сходства или различия одного и того же предмета, поэтому приходится довольно долго работать в этом направлении. После того, как ребенок научился правильно выделять величину (это большой, это маленький, используются игры и упражнения с усложнениями.

Чтобы детям не надоедали однообразные упражнения, на одно задание используются разные пособия. К следующим упражнениям переходить тогда, когда ребенок полностью усвоит предыдущие упражнения. Самое  важное, чтобы у детей возникали положительные эмоции при восприятии материала.

Публикации по теме:

«Ёжик — чудачок»«Ёжик — чудачок» .

Работа с природным материаломРабота с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представляю свой обобщенный опыт по формированию понятия величина у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 13 января 2012 в 18:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Аппликация из нетрадиционных...
Цель :формировать у детей интерес к домашним животным. Задачи: Обучающие : Закрепить знания о домашних животных. Познакомить с новыми техниками выполнения...
«Ресторан для птиц» — с заботой о пернатых. Фотоотчёт
Трудно птицам зимовать, Нужно птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров Каждый...
И снова о совах. Мастер-класс лепки совы с детьми старшего возраста
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сегодня покажу вам мастер-класс по лепке совы из пластилина с детьми старшей группы. Ребята с...
Фотоочерк «Отдых в Горном Алтае»
Лето самое чудесное время года. Так как у каждого человека есть возможность отдохнуть где - либо. Вот и у нас с сыном предоставилась такая возможность в июле...
Аппликация во второй младшей группе «Снеговик»
Цель: - закреплять знания детей о круглой форме, также о различии предметов по величине; - учить детей составлять изображение из частей, правильно их...