МААМ-картинки

Предупреждение и коррекция оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта

Александра Лаврова
Предупреждение и коррекция оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта

Предупреждение и коррекция оптическойдисграфии.

Оптическаядисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме (Р. И. Лалаева)

Выражается он в следующих ошибках: зеркальное написание букв; написание лишних элементов букв; не дописывание элементов; замена и смешение букв, графически схожих по написанию.

При предупреждении икоррекции оптической дисграфии работа проводиться в следующих направлениях:

Публикация «Предупреждение и коррекция оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта» размещена в разделах

- развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса, в том числе и буквенного;

- увеличение объёма зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса);

- формирование пространственного восприятия и представлений;

- формирование временных представлений

- развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;

- формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

С целью развития зрительного гнозиса можно предложить следующие задания :

1. Уточнение предметногогнозиса (назови картинки)

2. Дифференциация по цвету, форме, величине.

3. Классификация геометрических фигур по форме, цвету, величине.

4. Дифференциация предметов по признакам (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий –узкий, толстый-тонкий).

5. Назвать контурные изображения предметов.

6. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

7. Назвать зашумлённые контурные изображения предметов.

8. Найти предметы с одинаковым узором.

9. Назвать перечёркнутые контурные изображения.

10. Определить, что неправильно нарисовал художник.

11. Найти аналогичное изображение предметов, фигур.

12. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

Развитие пространственногогнозиса и гнозопраксиса

-Уточнение схемы тела

-Ориентировка в окружающем пространстве

1. Дорисовать незаконченные контуры геометрических фигур.

2. Дорисовывание симметричной половины изображения.

3. Составление картинок из частей.

4. Дорисуй рисунок по речевой инструкции.

5. Пространственное соотношение двух или нескольких предметов (предлагается показать ту или иную картинку, назвать, где находятся на ней предметы)

6. Дифференциация пространственного о соотношения право-лево

7. Дифференциация предложно- падежных конструкций, обозначающих пространственное отношение (предлоги- на, перед, за, в, над, между)

8. Конструирование кубиками Коса.

9. Раскладование предметов на листе.

10. Выполнение тестов Ровена

11. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т. е. к самому себе.

12. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.

Развитие ручной моторики.

-развитие кинестетической основы движений

-развитие динамической организации и координации движений

-формирование зрительно-пространственной организации движений

1. Упражнения на статику движений (праксис позы) повтори за мной

2. Упражнения на развитие динамической организации движений

-конструирование из кубиков домиков, башен

-раскладывание и складывание разборных игрушек

-составление предметных разрезанных картинок

-складывание из палочек, спичек предметных изображений,геометрических фигур,букв,цифр.

-работа с мозаикой

-работа с пластилином

-наматывание ниток на катушку, клубок

-расстёгивание и застёгивание пуговиц, шнурование

-вырезывание полосок, фигурок, бук, цифр по контуру

- раскрашивание

-обведение контуров предметов, фигур, узоров, прямых, ломаных

и волнистых линий

-дорисовывание

Пальчиковые игры

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания :

1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10 картинок.

2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать их среди других 8-10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путём прочтения.

3. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

4. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности. 3 6 5 8 ; 4 2 7 1 .

5. Игра «Чего не стало?» На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

6. Игра «Что изменилось?» Раскладывается 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем незаметно меняется их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить их первоначальное расположение.

7. Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки – круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника – кружок, выше треугольника поставить точку.

Для формирования буквенного и цифровогогнозиса, дифференциации зрительных образов букв и цифр, предлагаются следующие задания :

1. Узнать буквы

- в неправильном пространственном расположении;

- перечёркнутые дополнительными линиями или зашумлённые;

- написанные пунктирными линиями;

- недописанные буквы;

2. Найти букву среди графически сходных (после зрительной экспозиции или после кратковременного предъявления). Предъявляются следующие ряды сходных букв (по Б. Г. Ананьеву)

ЛМ АД ЛД ВР

ВЗ ГТ ВБ ГБ

ГЕ КЖ ХУ ГП

ИН ПН ИП ШЩ

ЦЩ ОЮ СО ОР

Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.

2. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.

3. Дописать буквы.

4. Назвать буквы и цифры, наложенные друг на друга.

5. Определить правильно и неправильно написанные буквы.

6. Узнать буквы по их зеркальному изображению.

7. Показать правильную букву, среди пар букв, правильно и зеркально изображённых.

8. Конструирование букв из элементов.

9. Реконструирование букв:

• Добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В, из буквы Ь букву Б,

• Убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К,

• Изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь, из буквы Т – Г).

10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом:

Р – В, З – В, Ь – В, О – Ю, Ь – Ы, Ь – Б, Л – Д и др.

11. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве:

Р – Ь, П – Н, П – И, И – Н, Г – Т.

12. Определить какая буква спряталась в рисунках.

13. Угадай,какая это буква на ощупь (глаза у ребёнка закрыты)

14 .Показать и назвать последовательность цифр.

15. Отгадать и показать из каких цифр состоит человечек.

Развитие временных представлений

1. Узнавание и называние времён года.

2. Найти ошибки в последовательности изображённых времён года.

3. Определить и назвать время суток.

4. Определить временную послед овальность действий.

Выводы

При системном и комплексном воздействии на структуру данного дефекта, данные упражнения и игры способствуют развитию восприятия, помогают ребёнку увеличить объём зрительной памяти, сформировать пространственные восприятия и временные представления, улучшить зрительный анализ и синтез.

Литература:

Р. И. Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».

Р. И. Лалаева «Нарушения в овладении математикой у младших школьников»

Т. Г. Визель «Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основныенаправлениякоррекционнойработыпопреодолениюоптическойдисграфии. (Р. И. Лалаева)

Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса, в том числе и буквенного).

Уточнение и расширение объема зрительной памяти (мнезиса).

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Развитие зрительногогнозиса

1. Назвать предметы по их контурам.

2. Назвать недорисованные предметы.

3. Назвать перечеркнутые изображения.

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

5. Определить, что неправильно нарисовал художник.

6. Распределить предметы по величине.

7. Распределить предметы по их реальной величине.

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.

9. Игра «Геометрическое лото».

10. Подбор одинаковых полосок.

11. Определение правой и левой части разноцветных полосок.

12. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами.

13. Нахождение фигуры среди других.

14. Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок.

15. Срисовывание серии полукругов и линий.

16. Рисование серий по представлению.

17. Узнавание одной из серий среди сходных изображений.

18. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет его зеркальное отражение.

19. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

20. Дорисовывание симметричных изображений.

21. Составление разрезанных на части картинок.

22. Игра «Открывание окошек в домике».

23. Дополнение рисунка.

24. Выполнение текстов Равена.

25. Конструирование из кубиков Кооса.

26. Конструирование фигур из спичек.

27. Анализ нелепых картинок.

Развитие буквенного грозиса

1. Найти букву среди ряда других букв.

2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.

3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

4. Определить букву в неправильном положении.

5. Обвести контурные изображения букв.

6. Дописать букву.

7. Выделить буквы, наложенные друг на друга.

8. На фоне контурных изображений предметов найти «спрятанные» буквы.

9. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.

10. Реконструирование буквы.

Формирование пространственных представление, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

1. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.

2. Ориентировка в окружающем пространстве в определенной последовательности (сбоку, спереди, напротив).

3. Дифференциация правых и левых частей букв, элементов других графических изображений.

4. Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения.

5. Работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв, составляющих их элементов; определение сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами.

Выводы

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса и мнезиса, формированию пространственных представлений.

Публикации по теме:

Оптическая дисграфия как нарушение письма. Письмо, как уже отмечалось, представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные.

Творческий план по теме «Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Тема: Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Цель: сформировать у детей различные виды анализа и синтеза.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение и коррекция оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 15:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД