Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Пелагея Антошкина
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Д О К Л А Д

Тема: Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников (родительское собрание)

МБДОУ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

№ 1 «ТЕРЕМОК»

Д О К Л А Д

Тема: Предупреждение и разрешение

конфликтов у дошкольников

(родительское собрание)

Выполнила: Антошкина П. Ф.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт от лат. Conflectus - (ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а старшего возраста из-за правил игры. Таким образом, причин возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Детские конфликты могут возникнуть по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами, дисциплины (поведения, трудности в общении (отношений, ценностей и потребностей (физиологических и психологических).

Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков. Каждый конфликт - опасен он или нет - протекает по-своему, если налицо грубые проявления агрессии.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Основной круг проблем, возникающих у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка, т. е. семья.

В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, а в более тяжелых - это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность, как для самого ребенка, так и для других детей. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой трудно разобраться. Все детские ссоры разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушения чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желания другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Главная задача взрослых - помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации.

В связи с вышесказанным, возрастает необходимость обеспечения и поддержания в группе здорового нравственно-психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных задач. Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно-психологический климат создает комфортную обстановку творчества и взаимопонимания.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе на год. Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе на 2012-2013 учебный год. месяц Коллективные формы Индивидуальные.

План работы с родителями во второй младшей группе Цель: содействовать укреплению связей ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сентябрь. 1. Индивидуальные.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • ПДД
Автор публикации:
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 14:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Консультация «Если ребенку надо выучить стихотворение…»
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...