МААМ-картинки

Преемственность ДОУ и начальной школы по здоровьесбережению в рамках ФГОС

Ольга Меркурьева
Преемственность ДОУ и начальной школы по здоровьесбережению в рамках ФГОС

Меркурьева Ольга Борисовна,

инструктор по физической культуре,

МБДОУ «Добрянский детский сад № 21»,

г. Добрянка, Пермский край

Преемственность ДОУ и начальной школы

по здоровьесбережению в рамках ФГОС

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир.

Публикация «Преемственность ДОУ и начальной школы по здоровьесбережению в рамках ФГОС» размещена в разделах

Российский (советский) психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста. Это давало ученому основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума.

Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Одним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.

В вопросах преемственности физического воспитания в детском саду и школе, как в теории, так и на практике пока остается много нерешенных проблем. В школе физическое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.

Наши наблюдения показали, что не все поступившие из детского сада в школу дети легко приспосабливаются к новой обстановке. Существенную трудность для первоклассников представляют 45-минутные уроки, требующие длительного сосредоточения внимания. Особенно трудно ребенку сохранять неподвижность в течение урока. Анализ двигательного режима в детском саду и школе показал, что в школе двигательная нагрузка уменьшается в 1,5-2 раза. Если в подготовительной группе детского сада она составляет 18-22 тыс. шагов, то в школе сводится до 10-13 тыс. шагов в течение дня (измерения шагомером «Заря» проводились в зимнее время в ноябре-декабре, с 8 до 17 ч). Первоклассникам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственной и физической активности (двигательные упражнения, подвижные игры и т. п.).

В программе 1 класса предусмотрено в неделю 2 урока физкультуры – 90 мин, гимнастика до уроков – 60 мин, физкультурные минутки, игры и физические упражнения на переменах – 120 мин. Итого за неделю должно быть 270 минут организованных физкультурных мероприятий.

В программе нашего детского сада в подготовительной к школе группе в неделю предусмотрено 320 минут физкультурных мероприятий.

Однако фактически в школе не все запланированные мероприятия проводятся. В итоге в практике первоклассники имеют в неделю физкультурных мероприятий почти в 2 раза меньше предусмотренных по программе.

Решая задачу двигательной активности детей, воспитатели уделяют внимание повышению плотности организованных мероприятий, в частности гимнастики и физкультурных занятий. Плотность занятий в детском саду в среднем от 65 до 75%.

Плотность же уроков физической культуры в 1-х классах школы оказалась значительно ниже – 30-40%. Недостаточно продумана методика уроков: учителя в недостаточной степени используют такие приёмы, как показ и объяснение. Не уделяют серьезного внимания обучению основным движениям, отработке навыков движений, не добиваются качественного выполнения упражнений. Отсутствие должных условий для проведения уроков физкультуры, низкая плотность уроков, недостаточное внимание к качеству выполнения движений, невысокая двигательная активность в течение дня сказываются на физической подготовленности детей, Это подтверждает, что школа недостаточно активно использует и совершенствует приобретенные детьми в дошкольном возрасте двигательные навыки.

Опыт показывает, что высокий уровень физической подготовленности детей в дошкольный период при условии продолжения качественной работы по физическому воспитанию в школе обеспечивает улучшение всех показателей развития основных движений и поддержание хорошей работоспособности у детей в начальных классах.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения и школы, родителями воспитанников. Организация работы ДОУ по преемственности со школой осуществляется по трем основным направлениям: методическая работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников / «Школа светофорных наук», «Веселые старты», «День здоровья»/ и др. ; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы);

2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов. Консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги. Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.). Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар); и др.

В результате таких контактов педагоги нашего ДОУ и школы достигли хорошего взаимопонимания. Воспитатели яснее стали осознавать требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, стали глубже вникать в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает нам установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительных групп ДОУ и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требуют нового подхода к осуществлению преемственности ДОУ и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Список литературы:

1. Арнаутова Е. П., Зубова Г. Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие, М. : ТЦ Сфера, 2006г.

2. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М. : Школьная Пресса, 2008г.

3. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.

Публикации по теме:

Консультация «Преемственность ДОУ и школы при подготовке детей к обучению в школе» Уважаемые родители! Через год ваш ребенок переступит порог школы, и уже сейчас перед Вами возникают вопросы: -Как подготовить ребенка к.

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ.

Фототчет «Преемственность детского сада и школы»Фототчет «Преемственность детского сада и школы» Понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов.

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС Краеведение является неотъемлемой частью патриотического воспитания младших школьников, средством повышения эффективности обучения и воспитания.

Педагогический совет «Преемственность школы и детского сада в рамках ФГОС» ГБОУ Школа 438 дошкольное отделение №4 Педагогический совет Тема: «Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации.

Преемственность детского сада и школы «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть.

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт)Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой.

Преемственность детского сада и школы Преемственность МБДОУ детского сада «Сказка» и Мбоу Вишнёвской СОШ №2 на 20152016 учебный год Подготовка детей к школе – одна из актуальных.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы в рамках проекта «Моя малая Родина» МБОУ «Больше-Фроловская ООШ Буинского муниципального района РТ» (внеклассное мероприятие) Провела: учитель начальных.

Развитие критического мышления учащихся начальной школы в рамках ФГОС Основным приоритетом развития современного образования становится его личностно-ориентированная направленность. Сегодня необходимо критически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность ДОУ и начальной школы по здоровьесбережению в рамках ФГОС
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 17:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД