Лучший педагог года

Преемственность как философская категория

Надежда Лозинская
Преемственность как философская категория

Актуальность осмысления проблемы преемственности на всех этапах образовательного процесса связана, прежде всего, с условиями жизни современного человека, требующими быстрого и безболезненного перехода из одной социально-экономической и психологической ситуации в другую. Одним из существенных факторов, обеспечивающих социальную мобильность, психическую устойчивость и творческий потенциал современного человека является образовательный процесс как целостность, представленная в устойчивых взаимосвязях его смысловых, содержательных и организационных компонентов. Отсутствие преемственности на тех или иных этапах образовательного процесса создает труднопреодолимые препятствия на пути успешного обучения, личностного развития и социализации.

Публикация «Преемственность как философская категория» размещена в разделах

Понятие «преемственность» появляется для того, чтобы связать воедино диалектические противоположности – устойчивое и изменчивое в развитии системы, передачу старого и возникновение нового, того, что уже было в прошлом, с тем, что еще не существует. В контексте преемственности рассматриваются проблемы непрерывного развития, его связности, устойчивости развивающейся системы во времени и пространстве [2;с27].

В современной науке выделяются несколько подходов к рассмотрению явления преемственности - философский, социокультурный, методологический, социологический, психологический и педагогический

Известны трактовки преемственности как связи между элементами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия образовательного процесса. Преемственность нередко рассматривается и как один из аспектов таких дидактических принципов, как систематичность и последовательность обучения [6;с. 63].

В философской литературе преемственность рассматривается как основа диалектического отрицания, как «связь между различными этапами или ступенями развития бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т. е. при переходе его из одного состояния в другое».

Преемственность выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания, проявляющаяся в природе, обществе и мышлении как объективная необходимость, связь между новым и старым в процессе развития [3;с. 33].

Одним из первых в отечественной философии трактовку понятия «преемственности» дает Э. А. Баллер. Исследуя преемственные процессы в развитии культуры, он пишет: Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» [1;с. 15].

А. И. Зеленков, отмечающий, что «преемственность» является философским понятием, которое отражает важнейший тип связи между различными качественными состояниями развивающейся действительности. Сущность этого понятия «состоит в единстве сохранения, воспроизведения и модификации определенного содержания из отрицаемой системы».

Э. А. Баллер выделял преемственную связь между различными поколениями и современниками. «…Преемственность на одном уровне наблюдается в процессе количественных изменений, происходящих в рамках данного, относительно неизменного качества. Преемственность на различных уровнях связана с качественными изменениями. При количественных изменениях основное содержание преемственности составляет сама структура, сохраняется, удерживается организация. При качественных изменениях, когда структура объекта так или иначе трансформируется, содержанием преемственности являются лишь отдельные элементы, составляющие связи объекта», – пишет он [5;с. 103].

Материалистическая диалектика связывает преемственность с процессами поступательного развития в природе, обществе и мышлении, при котором более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет

ее, а включает в себя и подчиняет себе.

Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании.

Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса.

Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существен но, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Список использованных источников

1. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры. – М. : Наука, 1969. – 294 с.

2. Ермакова, Н. Г. Принцип преемственности в системе непрерывного военного образования/Н. Г. Ермакова//Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. - 2014. - № 15. – С. 26-31

3. Иванова, А. В. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования) Монография / А. В. Иванова, А. П. Иванова. -М-во Образования

4. Кустов, Ю. А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы / Ю. А. Кустов // Сов. высш. шк. – 1988. – № 1. – С. 68., с. 68

5. Рубанов, В. Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение /В. Г. Рубанов// Известия Томского политехнического университета -2013.-№ 6 т. 323. – С 103-110.

6. Филатова, Л. О. Преемственность общего среднего и вузовского образования / Л. О. Филатова. // Педагогика. - 2004. - №8.- С. 63-68

7. Шуватова, О. А. Преемственность как основа реализации современных теоретико-методических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы/ О. А. Шутова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. -2011.-№24.- С. 873-876.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС начального образования «Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО» В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить.

Преемственность детского сада и школыПреемственность детского сада и школы Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно.

Преемственность детского сада со школойПреемственность детского сада со школой Детский сад и школа как два смежных звена в системе образования. Установление преемственности между дошкольной группой детского сада.

Преемственность в работе детского сада и школы Преемственность в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования. Поступление дошкольников.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию на примере программы дошкольного.

Преемственность в работе логопедов школ, детских садов как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей Преемственность в работе логопедов школ, детских садов, как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей. Основная задача,.

Сценарий выпускного вечера «Мисс детский сад» Возрастная категория: подготовительная группа «Мисс Детский сад» Цели и задачи проводимого мероприятия. 1. Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского и семьи.

Преемственность детского сада и школы Слайд № 2 Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе и достижение детьми целевых ориентиров.

Воспитание — основная категория педагогики Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой.

Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни» К. Д. Ушинский.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Преемственность как философская категория
Опубликовано: 25 марта 2019 в 14:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД