Лучший педагог года

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

Елена Белалы
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения - также происходит активно в период дошкольного возраста. При переходе из детского сада в школу в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к учебной деятельности связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Публикация «Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой» размещена в разделах

Проблема обеспечения непрерывности и преемственности на этапах «детский сад – школа» не нова. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физическом плане. Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т. к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность в работе детского сада и школы - это создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая образовательными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, – это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Основанием преемственности между детским садом и школой являются :

развитие любознательности;

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками)

Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием :

создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

формирование психологической готовности к школе;

разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;

создание комплекта учебно-методической документации;

формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

создание новых творческих мастерских и проектов.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических коллективов МБДОУ «Детский сад № 34 «Золотой ключик» (заведующий Н. В. Петрушина, старший воспитатель Белалы Е. Н.) и МБОУ «Школа № 17»г. Феодосии Республики Крым. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Такой подход позволит в детском саду сохранить самоценность этого периода детства и сформировать фундаментальные личностные качества для последующего успешного школьного обучения, а в начальной школе – совершенствовать и развивать достижения дошкольного этапа, формируя у детей желание и умение учиться. В результате сложились три направления взаимодействия:

выработка единых психолого - педагогических требований и подходов;

объединение усилий по сохранению и укреплению здоровья;

совместная деятельность по психолого - педагогическому просвещению педагогов и родителей, работа с семьей.

Совместная работа по преемственности начинается с взаимодействия руководителей учреждений. В самом начале построения совместной деятельности были приняты важные, на наш взгляд, управленческие решения (между руководителями, на которых базируется сотрудничество:

1) школа не будет диктовать свои условия детскому саду, хотя это в духе времени – на каждой последующей образовательной ступени даётся рекомендация, как должна работать предыдущая;

2) конечная и общая цель школы и ДОУ – благополучие ребёнка. Многие проблемы, которые решались параллельно, разобщенно, будем решать вместе.

Прежде всего были определены общие цели и задачи, такие как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, сохранение и поддержка индивидуальности детей, их физическое и психическое развитие.

Организуя взаимодействие между педагогами двух учреждений, мы использовали различные формы работы:

1) совместные педагогические советы;

2) коллегиальные заседания методических объединений, «круглые столы», индивидуальные консультации;

3) общие семинары, которые позволяют познакомиться с инновационными технологиями, используемыми как в начальной школе, так и в детском саду;

4) мастер - классы, в ходе которого педагоги оказались в роли учеников и выполняли практические задания, учились распределять обязанности в группе и выполнять их, оценивать собственные действия и действия группы. Данная форма, по мнению педагогов, оказалась наиболее эффективной и является самой востребованной на сегодняшний день;

5) традиционное посещение уроков в 1-х классах в адаптационный период и НОД в подготовительной группе детского сада для наблюдения за работой детей, их успехами, развитием, а также для профессионального обогащения педагогов.

Коллективы также работают над стыковкой содержания программ и, как следствие, – над созданием непрерывного образования. Возникла необходимость выбора единых педагогических, психологических, дидактических и методических принципов образования и воспитания согласно возрастным особенностям детей в детском саду и школе. В начале сентября каждый год в ДОУ проводится педагогическая диагностика силами воспитателей. Параметрами диагностики, например, являются:

зрительное восприятие;

пространственное восприятие;

выбор и выполнение арифметических действий;

сравнение множеств;

классификация предметов;

фонематический слух;

предпосылки к овладению звуковым анализом.

Организация взаимодействия дошкольников и младших школьников – важное направление в работе по обеспечению преемственности. Ежегодно 1 сентября дети подготовительной группы провожают выпускников на линейку, выступают там с концертными номерами, дарят цветы. После линейки они знакомятся со школой, видят радостные лица вчерашних дошкольников. У детей остаётся первое и самое яркое впечатление о школе, которым они делятся друг с другом. Последующие тематические занятия, беседы, совместные развлечения, посещения – всё это создаёт условия для более подробного знакомства детей со школой. В результате этого ряда мероприятий у дошкольников пробуждается интерес к школе, снижается уровень тревожности при переходе в новый статус, кроме этого, создаются условия для благоприятных эмоциональных контактов с учениками и учителями, что помогает настроить ребят на успешное школьное обучение.

О благоприятном течении адаптации ребёнка к школьной жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех образовательных учреждениях, где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы, психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников.

Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.

Огромное значение мы уделяем повышению уровня педагогических знаний у родителей. В работе с родителями, с семьёй в целом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы. Традиционно педагоги школы и детского сада проводят родительские собрания и конференции («На пороге школы», «Готовность к школьному обучению»). Традиционными стали выпуски газеты для родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей.

Наряду с этим разработана программа «Родительской школы» для родителей будущих первоклассников.

Цель программы: психологическая подготовка родителей к новому этапу в жизни ребёнка. Задачи:

1. Обучение родителей эффективным способам общения с детьми.

2. Просвещение по вопросам возрастной психологии и психологии общения.

3. Формирование отношений доверия с родителями с целью дальнейшего взаимодействия.

4. Профилактика дезадаптации.

Многолетняя работа по данной программе показывает высокий интерес к темам «Безусловное принятие ребёнка», «Как общаться с ребёнком», «Детские страхи».

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Таким образом, совместная работа двух учреждений позволяет решить многие проблемы, возникающие при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу.

Публикации по теме:

Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший.

Договор о сотрудничестве между дошкольной организацией и школой ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ между дошкольной организацией и школой Государственное дошкольное образовательное учреждение ГККП я/с «Айголек».

Корпоративная культура как показатель управления развитием дошкольно-образовательным учреждением Понятие «корпоративная культура» берёт свое начало с ХIХ в. Оно сформулировано фельдмаршалом Мольтке, который в свою очередь имел ввиду.

Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» Мастер класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь.

Методическая разработка «Преемственность между школой и ДОУ по ФГОС» Преемственность детского сада и школы по ФГОС. ___ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,.

Мотивация деятельности педагогов как фактор повышения эффективности управления образовательным учреждением Автореферат. (Магистерская диссертация). Актуальность темы исследования. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей.

Отчет об организации работы по преемственности между детским садом и школойОтчет об организации работы по преемственности между детским садом и школой Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Преемственность между детьми дошкольного возраста В последнее время одним из любимых занятий ребенка дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. «Ура! Мультики!» - волшебное слово для.

Устав. Управление образовательным учреждением 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 3.1. Управление Образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой
Опубликовано: 22 мая 2016 в 19:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД