Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Ольга Трифонова
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Известно, что в русском языке слова делятся на слоги. Особенность слоговой структуры русских слов (по А. Гвоздеву) заключается в том, что сила неударных слогов в ней неодинакова. При овладении словами ребёнок научается воспроизводить слоги в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный, и, наконец, слабые неударные слоги. Опускание слабых неударных слогов, их перестановка – это свидетельство нарушения слоговой структуры слова. Сравнительную силу слогов А. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение слогов в слове и на пропуск других».

Б. Китерман решающее значение в вопросе формирования слоговой структуры слова придаёт «динамическому (громкости гласного звука) и тоновому (высоте гласного) ударению»

Исследования А. Марковой показывают, что неправильное воспроизведение слоговой структуры слова является следствием ОНР. Ребёнок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. У такого ребёнка отсутствует «языковое чутьё», которое в условиях нормального развития может компенсировать те или иные недочёты в овладении речью.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодолеть этот недостаток важно в дошкольном возрасте. А. Маркова и З. Агранович разработали систему коррекционных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая предполагает работу в 4 этапа.

1 этап «Подготовительный» (4 занятия)

Цель: усвоение речевых ритмов.

Задачи: - развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков;

- усвоение речевых ритмов (простых и сложных);

- развитие координации движений под музыку;

- развитие ручного праксиса и координации рук.

2 этап «Вербальный» (2 занятия)

Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов.

Задачи: - формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний);

- обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слов;

- дифференциация слоговых рядов по длине;

- проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, слогов с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытых и обратных слогов (пап-ап);

- формирование умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.

3 этап «Коррекционный»

(4 занятия «Гласные звуки», 4 занятия «Слоги», 8 занятий «Слова»)

Цель: формирование слоговой структуры слова.

Задачи: - формирование и закрепление понятия «гласный звук»;

- повторение звуков за логопедом с выделением ударного;

- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропевание серии звуков;

- произнесение гласных звуков в соответствии с заданным ритмом;

- формирование и закрепление понятия «слог»;

- формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытые, закрытые, со стечением согласных);

- формирование умения плавно переключать артикуляцию с одного слога на другой;

- формирование и закрепление понятия «слово»;

- усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4 классов слов;

- формирование фонематического и слогового анализа, синтеза слов.

4 этап «Заключительный» (4 занятия)

Цель: автоматизация умения воспроизводить слоговую структуру слов в связной речи на материале чистоговорок, стихов, рассказов.

Задачи: - формирование координации речи и движения;

- заучивание текстов с различными типами слогов и повторяющимися слоговыми рядами;

- чтение простых стихов с отстукиванием ритма сопряжено с логопедом, затем самостоятельно;

- составление предложений со словами различной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

Публикации по теме:

Дидактические игрыДидактические игры Дидактические игры «Слоговое домино» Цель игры: упражнять в делении слов на слоги, в сопоставлении слоговой структуры различных слов.

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Опубликовано: 14 января 2013 в 18:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...
Детский мастер-класс по аппликации «Открытка для мамы»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, шаблон круглой формы, клеевой карандаш, готовая...
Фотоотчет по изготовлению открытки ко Дню матери «Мамочку поздравим!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник-День Матери! Для каждого из нас мама-самый близкий и родной человек на...
Фотоотчет «Как мы готовились ко Дню матери»
Фотоотчет "Как мы готовились ко Дню матери" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, здравствуйте! День матери в России ежегодно...
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки из бумаги»
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки» Доброго времени суток, друзья и гости! Предлагаю ещё одну идею подарка ко Дню Матери или 8 марта. Будем...