Папки-передвижки

Преодоление нарушения пространственного восприятия у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к школе

Песталова Людмила
Преодоление нарушения пространственного восприятия у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к школе

Экспериментальные изучения особенностей пространственного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1 .Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

2. Исследование проявления пространственных представлений на вербальном уровне. Организация исследования: исследование проводилось индивидуально, с каждым ребенком. При исследовании учитывалась такая особенность мышления дошкольника, как предметность, в связи с чем, исследование проводилось со стимульным материалом (картинки, предметы). Методики исследования были подобраны для детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Преодоление нарушения пространственного восприятия у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к школе» размещена в разделах

2.2. Характеристика участников исследования.

Для исследования были отобраны 10 детей из старшей логопедической группы комбинированного детского сада №6 «Ласточка» г. Подольска с заключением ПМПК: восемь детей- ОНР III уровня и два ребенка-НВОНР.

2.3. Описание методик экспериментального исследования. Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н. Я., Семаго М. М., структурированная нами в 2 блока.

Описание методики:

Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

а) Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).

Инструкция: Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т. п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха. Всего 10 вопросов, за каждую правильно показанную часть тела начислялся 1 балл. 1-3 балла-низкий уровень, 4-6 баллов-средний, 7-10 баллов-высокий уровень понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.

б) Ребенку предлагается рассмотреть картинку (Приложение 3).

Инструкция: у нас есть бочонок и ящик. Покажи, где ящик под бочонком? (Всего 6 картинок).

1-2 балла-низкий уровень, 3-4 балла-средний, 5-6 баллов-высокий уровень понимания и пространственных представлений на уровне внешних предметов. Второй блок. Употребление в речи словесного обозначения пространственных понятий. Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней карандашом/ручкой. Эти предметы называются.

Инструкция. Вот видишь, карандаш находится НА коробке. А как сказать (для детей 6–7 лет можно употребить слово «объяснить», если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой?

А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой? А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается между ребенком и коробкой?

А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается справа или слева от коробки? Точно так же анализируется и другое положение карандаша, когда он находится ЗА коробкой (по отношению к ребенку).

В этом случае самое главное — не использовать понятий, подсказывающих ребенку правильный ответ.

Ответ ребенка регистрируется в таблице знаками +(1 балл). Оценивается правильное владение предлогами и понятиями на, над, под (снизу, перед, за, справа от, слева от, между (8 заданий).

1-2 балла-низкий уровень, 3-5 балла-средний, 6-8 баллов-высокий уровень владения пространственными представлениями на уровне вербализации (употребления в речи).

2.3. Результаты экспериментального исследования.

Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

а) По данному заданию нами были получены следующие результаты: Высокий уровень-2 человека.

Средний уровень-7 человек.

Низкий уровень-1 человек.

По результатам исследования уровня понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела, можно сказать, что дошкольники с ОНР по уровню усвоенности находятся в пределах возрастной нормы. Они знают название и расположение частей тела. При ответах на вопросы наблюдались задержки, «пробные» движения. Два человека показали высокий уровень. Однако 1 ребенок показал низкий уровень усвоенности пространственных представлений о своем теле, что говорит о необходимости коррекционной работы с данным ребенком в этом направлении.

Диаграмма 1. Результаты исследования уровня понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.

б) По данному заданию испытуемые показали следующие результаты:

Высокий уровень-1

Средний уровень-6

Низкий уровень-3

Полученные результаты на первый взгляд говорят о том, что большая часть группы находится по результатам исследования уровня понимания пространственных представлений на уровне внешних предметов в пределах возрастной нормы их усвоенности. Но на низком уровне оказались 6 человек, а 3 из тех, что по баллам попали в средний уровень, набрали по три балла. что соответствует нижней планке среднего уровня. То есть с большинством детей данной группы необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование понимания пространственных представлений на уровне внешних предметов.

Диаграмма 2. Результаты исследования уровня понимания пространственных представлений на уровне внешних предметов

Второй блок. Употребление в речи словесного обозначения пространственных понятий. По данному блоку нами были получены следующие результаты: Высокий уровень-0

Средний уровень-3

Низкий уровень-7

Анализируя полученные данные, можно увидеть, что употребление в речи словесного обозначения пространственных представлений у большинства детей в группе старших дошкольников с обшим недоразвитием речи 3 уровня вызвало серьезные затруднения. Дети подолгу подыскивали слова, отвечали «тут», «там», «вот здесь», сопровождали слова жестами. пытались взять карандаш из рук экспериментатора. Высокого уровня владения речевыми обозначениями пространственных представлений не показал никто из обследуемых.

Диаграмма 3. Результаты исследования употребления в речи словесного обозначения пространственных представлений

Анализируя результаты экспериментального исследования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР 3 уровня, можно сказать, что результаты выполнения заданий, связанных только показом (без речевого сопровождения пространственных действий) выполняли, не испытывая особых трудностей. Но если в задании А первого блока отличий от возрастной нормы почти не наблюдалось, то в задании Б. они статистически более заметны. То есть свое тело, как то, с чем дети сталкиваются ежедневно, оказалось более знакомым, чем предметы на картинке. Второй блок заданий, направленный на исследование словесного обозначения пространственных представлений в речи и употребление их детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня показало, что именно здесь ярко проявляются те недостатки, что мешают нормальному усвоению пространственных представлений у данной группы детей. И эти недостатки тесно связаны с общим недоразвитием речи.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что пространственные представления детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности подтвердилась. Такой особенностью оказалась неспособность детей свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик положения предметов друг относительно друга.

Публикации по теме:

Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения МА ДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 62 г. Хабаровска Методическая разработка по речевому развитию детей с нарушением зрения.

Преодоление психологических барьеров в общении, старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ «Преодоление психологических барьеров в общении, старших дошкольников на музыкальных занятия в ДОУ» Содержание.

Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы Актуализация выбранной темы. Что такое литература? Литература – это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение;.

Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам В последние годы возросла значимость вариативных форм педагогического профессионального общения (конференции, съезды, конкурсы, фестивали).

Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта Детей с нарушением интеллекта необходимо научить ориентироваться в пространстве, т. к. адекватное восприятие пространственных свойств предметов.

Консультация для воспитателей «Развитие зрительно-пространственного восприятия» В современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Особенности подготовки будущих первоклассников к школе Проблема подготовки ребенка к школе была актуальна всегда. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа.

Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня Конаныхина Ю. В. Г. Советский Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня В статье обоснована необходимость преодоления.

Тезисы «Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников»Тезисы «Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников» Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников 1 слайд. Здравствуйте! Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление нарушения пространственного восприятия у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к школе
Опубликовано: 16 сентября 2017 в 12:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД