Получи документы

Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе

Яшкина Айтчан Балсеитовна
Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе

Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которого являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

Публикация «Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика, это основа для формирования речевых звуков. При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.

Развивая правильную речь детей, придерживаюсь следующих рекомендаций:

• Для лучшего закрепления навыков, провожу артикуляционную гимнастику каждый день по 2-3 раза продолжительностью 2-3 минут. • Каждое упражнение выполняем по 3-4 раз. • Выполняем сначала более простые упражнения и затем сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения провожу для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не ввожу новые упражнения, пока не будут достаточно хорошо отработаны предыдущие.

Артикуляционную гимнастику мы выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

• При выполнении упражнений ребёнок видит своё и лицо взрослого, который осуществляет показ.

• Начинаем гимнастику с упражнений для губ.

• Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если я вижу, что ребёнок старается, пробует – не скуплюсь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводим упражнения эмоционально, в игровой форме. Существует множество артикуляционных упражнений и комплексов (картотека).

Итак, артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке. В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а воспитатель находится напротив лицом к нему.

Например: • Улыбка.

• Хоботок (Трубочка).

• Заборчик.

• Бублик (Колечко). • Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ. • Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

•Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).• Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

•Покусывание, похлопывание и растирание щек. • Сытый хомячок.

Упражнения для языка: • Птенчики. • Лопаточка. • Киска сердится. • Часики (Маятник) • Качели. Змейка • Футбол (Спрячь конфетку). • Почистим зубки. • Лошадка • Вкусное варенье. • Оближем губки. Тренировка мышц глотки и мягкого нё ба: • Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. • Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Мы используем в работекомплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений. Выбираю комплекс в соответствии с решаемой задачей, например, для воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, у которогопроизношение шипящих, свистящих звуков не сформировано.

«Слоник»

• зубы сомкнуты;

• губы округлены и чуть выдвинуты вперед;

• верхние и нижние резцы видны.

«Месим тесто»

• улыбнуться;

• спокойно положить язык на нижнюю губу;

• пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;

• закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

• улыбнуться;

• приоткрыть рот;

• положить широкий передний край языка на нижнюю губу;

• удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;

• важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Качели»

• улыбнуться;

• открыть рот;

• языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

«Футбол»

• рот закрыт;

• кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;

• на щеках образуются твердые шарики — «мячики».

Самый распространённый приём – использование картинок. Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога. Также для повышения интереса к деятельности «приобщаю» сказочных персонажей. Это персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Мы вместе с героем выполняемзаданное упражнение, помогаем преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и награждает после выполнения. В качестве героев выступают игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи. Герои приходят на занятия по развитию речи, музыкальные занятия.

Так же,использую приём коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают. Например:

«Вкусное варенье» Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.

«Киска сердится»

Киска сердится на Машу: Хочет рыбку, а не кашу.

Подбираю подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».Описание, согласно теме занятия.

Название упражнения:

Телёнок мычит, зовёт маму. «Улыбка» - «Трубочка»

Щенок хвастается зубами. «Заборчик»

Кот лакает молоко. «Вкусное варенье»

Лошадка скачет. «Лошадка»

Разучивание артикуляционных упражнений провожу в индивидуальной форме, например, в утренние и вечерние часы, и подгруппы по 2-3 воспитанника, когда детям известны основные упражнения.

Заключение.

Работу над развитием артикуляционной моторики проводится систематически. В этом случае мы сможемпомочь детям быстрее заговорить.

Необходимо также донести и до родителей важность развития мышц речевого аппарата ребёнка и выполнения артикуляционных упражнений дома. Планируем в летний период распространить мини картотеки артикуляционных гимнастик для занятий дома. В течениеучебного года проводились консультации: индивидуальные и групповые, беседы: «Артикуляционная гимнастика,«Играем дома»,«Зачем нужна артикуляционная гимнастика, «Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика в картинках».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Фотоотчет о пальчиковых играх и артикуляционная гимнастике «Птицы» во второй младшей группеФотоотчет о пальчиковых играх и артикуляционная гимнастике «Птицы» во второй младшей группе Изучая тему "Птицы" мы с детьми провели ряд артикуляционных гимнастик и пальчиковых игр с учителем -логопедом Кадыковой О. В. Предлагаю вам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 19:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД