Лучший педагог года

Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности

лариса кочемирова
Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности

Презентация

1 слайд: Тема: «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности».

2. Актуальность:

Игра дает возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, обогащать социальный опыт. Социализация- это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и правил. Игра, являясь любимой естественной деятельностью ребенка, помогает ему адаптироваться в сложном мире социальных отношений.

Публикация «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах

Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре и ребенок, и взрослый конструирует самих себя, стараются быть лучше.

3слайд: На сегодняшний день можно констатировать, что детская игра стала другой, изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой игровых сюжетов. В настоящее время игры можно разделить на три основные группы: сюжетные, игры с готовым содержанием и правилами и социально-ориентированные игры.

4 слайд: К сюжетным играм относятся:

- театрализованные (игры-имитации, игры-драматизации);

- сюжетно-ролевые;

-режиссерские.

В сюжетных играх решается основная проблема детства - поиск своего места среди взрослых людей. Через сюжетную игру ребенок устанавливает свою принадлежность к социальному миру, ищет для себя новые возможности. В ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Развивается творческая активность: выдвижение творческих идей; придумывание разнообразных сюжетов игр, оригинальных замыслов.

5 слайд: К играм с готовым содержанием и правилами относятся:

- дидактические («Чего не стало», «Что лишнее», «Найди отличие»)

- настольно-печатные («Лото», «Домино», «Пазлы», «Шашки»)

- подвижные («Третий лишний», «Волк-волчок», «Жмурки»)

- речевые («Добавь словечко», «Придумай слово», «Скажи наоборот», «Назови ласково»)

-сферу социального развития детей обогащают игры региональной направленности - «Дома бывают разные», «Наш детский сад», «Моя семья», «Кто на Севере живет», «Тетера», «Мой мачтовый город», «Улицы нашего города»). Систематическое использование этих игр помогает мне развивать у детей мышление, внимание, память, связную речь. Подвижные игры использую для развития быстроты реакции, выносливости, ловкости, координации движений.

6 слайд: В наше время наиболее актуальными являются социально-ориентированные игры. В этих играх ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию и воспринять иное мироощущение Тем самым у ребенка формируется ориентировка в пространстве, интеллектуальные способности и эмоциональная сфера. Эти игры можно разделить на пять групп:

1. Игры- упражнения для рабочего настроя. Они вводятся в ходе какой-либо совместной деятельности для ликвидации споров и враждебности. Это такие игры, как «Поймай мышку», «Колокольчик», «Руки-ноги», «Замри».

2. Игры-упражнения для игрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (счет, ассоциации и другие). Такие игры, как «Волшебная палочка», «Назови предмет на заданный звук», «Перешагни через веревочку»

3. Упражнения для разминки – разрядки. Они помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях при переключении с одного вида деятельности на другой («Гусеница», «Прогулка с компасом», «Магазин вежливых слов»)

4. Игры-упражнения для творческого самоутверждения. Они оказывают стимул для развития индивидуальности каждого ребенка. («Разрезные открытки», «Кузовок», «Соберемся вместе»)

5. Вольные игры (на прогулке). Их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижения. («Разведчики», «Следопыты»)

7 слайд: Социально-ориентированные игры условно называют «взрослыми играми для детей». Эти игры имеют ряд особенностей:

- коллективный характер деятельности (включение в игру, как исполнителей, так и зрителей, это способствует развитию интеллекта детей.

- актуальность содержания (игра должна носить острый наступательный характер, это позволяет создать основу для интеллектуального, культурного и нравственного развития ребенка.

- педагогический подход к распределению ролей (прием «статусной терапии», когда дошкольника с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с умственно-одаренным ребенком, это помогает быстрее, чем обычно решать проблемы)

- такая игра не спектакль, ее нельзя репетировать, эта игра «одноразовая», зависит от творчества и импровизации участников.

В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.

8 слайд: Следует придерживаться следующих правил при проведении социально-ориентированный игр :

1. Будьте партнером в детской игре. Воспитатель нужен для организации новой интересной деятельности. Дети любят воспиателя-выдумщика.

2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и выбывать из нее наравне с другими.

3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.

4. Порадуйтесь любому ответу ребенка – правильному или неправильному, неправильный попробуйте перевести в другое русло.

5. Умейте радоваться шуму. Он является результатом активности и будущих удач.

9 слайд: Социальный опыт приобретается ребенком постоянно, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Условием успешного социального развития дошкольника является разнообразное общение с взрослыми и сверстниками. Ребенка привлекает мир людей, человеческих чувств и отношений. Он пытается осмыслить свои впечатления, понять причины, высказать свое мнение. Не случайно дети рассказывают воспитателю о своей семье, о просмотренных фильмах и передачах. Ему хочется получить ответы на волнующие его вопросы, утвердится в правильности своих предположений, выводов. В старшем дошкольном возрасте продолжаю обогащать игровой опыт детей, обеспечиваю дальнейшее развитие самостоятельности в играх, интерес к новым видам игр, развиваю игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумываю сюжеты, ролевые диалоги.

Обращаю внимание на коммуникативную активность детей, этому способствует:

- общение;

- беседы;

- несложные, интересные роли, требующие вступления в диалог,

- игровые ситуации.

10 слайд: В нашей группе имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Дети с удовольствием используют их по своему желанию, объединяясь в свободное от занятий время. Различные виды театра помогают детям общаться, развивают интонационную выразительность, мимику и жесты.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр дают детям возможность разнообразить игру знакомыми сюжетами из жизни, темами из прочитанных произведений писателей и поэтов. Очень радует, когда в процессе игры ребята просят друг у друга прощения, здороваются, благодарят.

11 слайд: Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям. Через игру стараюсь добиваться следующих результатов от детей:

- контролировать свое поведение;

- договариваться в процессе игры;

- выполнять простые правила;

- устанавливать контакты;

- поддерживать разговор;

- сотрудничать с взрослыми.

12 слайд: Свое выступление хочу закончить словами известного педагога Владимира Георгиевича Марца:

«Игры для ребенка – это все. В играх он упражняет свое тело, игры затрагивают его духовную деятельность. Ребенок играет во все минуты жизни, даже тяжелые условия не мешают ему играть. Платон назвал игру радостью богов».

13слайд: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Прикреплённые файлы:

igra_j05br.pptx | 2373,36 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Экспериментальная деятельность в детском саду «Хрустальная льдинка»Экспериментальная деятельность в детском саду «Хрустальная льдинка» Тема: "Мини проект "Задачи: 1. Формировать представление о снеге и его свойствах. 2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности
Опубликовано: 15 января 2014 в 11:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД