Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»

Евгения Шапошникова
Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»

Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»

Презентация для воспитателей.

«Вхождение ребенка в книжную культуру»

В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство развития личности растущего человека. Вместе с тем последние исследования чтения детей свидетельствуют о его глубоком кризисе, выход из которого немыслим без решения проблем раннего приобщения ребенка к книге, чтению.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Вхождение ребенка в книжную культуру происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста. Именно круг чтения развивает ум и воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения. Исходными принципами при формировании круга чтения дошкольников являются: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные. Книги для дошкольников должны быть доступны их восприятию, эстетичны, разнообразны по жанрам. Место детской литературы в культуре детства определяется традиционным приоритетом слова в современной цивилизации.

Дети в дошкольном возрасте не могут сами регулировать процесс чтения. Он осуществляется посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на ребенка со стороны семьи, дошкольных учреждений и библиотеки.

Семья, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Читающие родители становятся образцом для подражания. В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка-читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу читательского развития ребенка со стороны отца и матери. Обращает на себя внимание не готовность и воспитателей дошкольных учреждений к использованию форм и методов читательского развития детей.

Основными задачами в организации семейного чтения являются: вовлечение семьи в атмосферу чтения, педагогическое просвещение родителей, особенно молодых, в области детской литературы и детского чтения.

Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей дошкольного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство. Инициатива нашего дошкольного учреждения в установлении взаимодействия библиотеки, детского сада №209 с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют ее направляющую роль по отношению к семейному воспитанию, к формированию личности ребенка как всесторонне развитую личность и как читателя.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения, библиотеки и семьи при формировании личности маленького читателя. Родителям важно объяснять значение семейного чтения как совместную читательскую деятельность семьи, которая лежит в основе духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Детской библиотеке в этой системе всестороннего развития дошкольника отводится приоритетная роль как центра, организующего и координирующего совместную деятельность и оказывающего методическую помощь семье и дошкольным учреждениям в области читательского развития детей.

При развитии и совершенствовании взаимоотношения с семьей, дошкольными учреждениями и другими организациями, на основе координационных планов и организации управления, возможно улучшение качество и эффективность деятельности детской библиотеки как центра читательского развития дошкольников.

Анализ отечественных и зарубежных программ чтения дошкольников показал, что их эффективность зависит от того в какой степени библиотеки и дошкольные учреждения могут:

- участвовать в проектах, грантах, акциях, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных средств

к полноценной деятельности детской библиотеки;

- развивать научно-исследовательскую и методическую деятельность, создавать электронные базы данных по вопросам развития дошкольников;

- создавать и совершенствовать программы семейных чтений;

а так же шире привлекать средства СМИ по продвижению детского чтения;

В проектном исследовании раскрыта авторская программа духовно-нравственного и читательского развития дошкольников «Зернышко». Реализация данной программы существенно повлияла на пробуждение интереса у дошкольников к чтению, способствовала усилению воспитательного эффекта чтения, влиянию литературы на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Взаимодействие нашего ДОУ с детской библиотеки с семьей в процессе, которого раскрывался универсальный потенциал ее ресурсов и специфика деятельности взрослого посредника в мире книжной культуры. Всё это способствовало осознанию родителями ценности семейного чтения, необходимости приобщения ребенка к книге и чтению, созданию домашней библиотеки с раннего возраста; их просвещению в области детской литературы и методики приобщения к чтению.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов. Основные виды работы с картинамиПрезентация для педагогов. Основные виды работы с картинами Презентация для педагогов Основные виды работы с картинами "Картина и картинка - мощное средство познавательно-речевого развития дошкольников.

Развитие мелкой моторики дошкольников Данная презентация содержит перечень упражнений и игр для развития мелкой моторики дошкольников. Презентация предназначена для воспитателей.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Архитектура, дома
  • Дикие животные
Автор публикации:
Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»
Опубликовано: 15 декабря 2012 в 17:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....