Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»

Евгения Шапошникова
Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»

Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»

Презентация для воспитателей.

«Вхождение ребенка в книжную культуру»

В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство развития личности растущего человека. Вместе с тем последние исследования чтения детей свидетельствуют о его глубоком кризисе, выход из которого немыслим без решения проблем раннего приобщения ребенка к книге, чтению.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Вхождение ребенка в книжную культуру происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста. Именно круг чтения развивает ум и воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения. Исходными принципами при формировании круга чтения дошкольников являются: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные. Книги для дошкольников должны быть доступны их восприятию, эстетичны, разнообразны по жанрам. Место детской литературы в культуре детства определяется традиционным приоритетом слова в современной цивилизации.

Дети в дошкольном возрасте не могут сами регулировать процесс чтения. Он осуществляется посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на ребенка со стороны семьи, дошкольных учреждений и библиотеки.

Семья, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Читающие родители становятся образцом для подражания. В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка-читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу читательского развития ребенка со стороны отца и матери. Обращает на себя внимание не готовность и воспитателей дошкольных учреждений к использованию форм и методов читательского развития детей.

Основными задачами в организации семейного чтения являются: вовлечение семьи в атмосферу чтения, педагогическое просвещение родителей, особенно молодых, в области детской литературы и детского чтения.

Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей дошкольного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство. Инициатива нашего дошкольного учреждения в установлении взаимодействия библиотеки, детского сада №209 с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют ее направляющую роль по отношению к семейному воспитанию, к формированию личности ребенка как всесторонне развитую личность и как читателя.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения, библиотеки и семьи при формировании личности маленького читателя. Родителям важно объяснять значение семейного чтения как совместную читательскую деятельность семьи, которая лежит в основе духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Детской библиотеке в этой системе всестороннего развития дошкольника отводится приоритетная роль как центра, организующего и координирующего совместную деятельность и оказывающего методическую помощь семье и дошкольным учреждениям в области читательского развития детей.

При развитии и совершенствовании взаимоотношения с семьей, дошкольными учреждениями и другими организациями, на основе координационных планов и организации управления, возможно улучшение качество и эффективность деятельности детской библиотеки как центра читательского развития дошкольников.

Анализ отечественных и зарубежных программ чтения дошкольников показал, что их эффективность зависит от того в какой степени библиотеки и дошкольные учреждения могут:

- участвовать в проектах, грантах, акциях, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных средств

к полноценной деятельности детской библиотеки;

- развивать научно-исследовательскую и методическую деятельность, создавать электронные базы данных по вопросам развития дошкольников;

- создавать и совершенствовать программы семейных чтений;

а так же шире привлекать средства СМИ по продвижению детского чтения;

В проектном исследовании раскрыта авторская программа духовно-нравственного и читательского развития дошкольников «Зернышко». Реализация данной программы существенно повлияла на пробуждение интереса у дошкольников к чтению, способствовала усилению воспитательного эффекта чтения, влиянию литературы на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Взаимодействие нашего ДОУ с детской библиотеки с семьей в процессе, которого раскрывался универсальный потенциал ее ресурсов и специфика деятельности взрослого посредника в мире книжной культуры. Всё это способствовало осознанию родителями ценности семейного чтения, необходимости приобщения ребенка к книге и чтению, созданию домашней библиотеки с раннего возраста; их просвещению в области детской литературы и методики приобщения к чтению.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов. Основные виды работы с картинамиПрезентация для педагогов. Основные виды работы с картинами Презентация для педагогов Основные виды работы с картинами "Картина и картинка - мощное средство познавательно-речевого развития дошкольников.

Развитие мелкой моторики дошкольников Данная презентация содержит перечень упражнений и игр для развития мелкой моторики дошкольников. Презентация предназначена для воспитателей.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Дикие животные
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»
Опубликовано: 15 декабря 2012 в 17:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальная открытка-детский мастер-класс
Уважаемые коллеги. предлагаю вашему вниманию детский мастер-класс по изготовлению пасхальной открытки. Данный МК предназначен для педагогов...
Художественное творчество детей «Март — весновей!»
Художественное творчество детей «Март – весновей! » Вот и первый весенний месяц - март, на исходе. Первый весенний месяц в народном календаре зовётся...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Пасхальная корзинка»
Творческие работы как средство для развития речи дошкольников. Дети с нарушениями звукопроизношения редко имеют хорошо развитую координацию движений...
Сказочный пруд
Всем доброго времени суток! За окном ранняя весна, еще зима, проказница, не желает уходить, а нам уже хочется лета! Появилось немного свободного времени и мы...
«Бабочка красавица» творческая работа в технике квиллинг
Работа с бумагой в технике квиллинг довольно свежее творчество. Я как педагог интересующийся разными видами рукоделия, в 2013 году разработала рабочую...