Папки-передвижки

Формирование у старших дошкольников позиции субъекта труда в процессе организации работы по ручному труду

Ольга Васильева
Формирование у старших дошкольников позиции субъекта труда в процессе организации работы по ручному труду

Слайд 2.

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова А. С. Макаренко: «Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания». В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т. к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.

Слайд 3.

Публикация «Формирование у старших дошкольников позиции субъекта труда в процессе организации работы по ручному труду» размещена в разделах

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Слайд 4.

Постоянным видом труда дошкольников является самообслуживание. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам. Труд в природе, требуя систематических усилий, всегда связан с получением отдаленных результатов, которые могут иметь практическую значимость: вырастили цветы – подарили их мамам, ухаживали за луком – теперь всегда к обеду есть душистая зелень. Систематический уход детей за растениями, животными способствует формированию бережного отношения ко всему живому, активной любви к природе. Ручной и художественный труд формирует у воспитанников нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость.

Слайд 5.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста :

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Слайд 6.

Решение нравственных задач в видах труда :

Самообслуживание- Воспитываем самостоятельность, культуру внешнего вида, привычку к опрятности.

Хозяйственно-бытовой труд- Дети видят направленность труда на других, воспитываем ответственность перед группой за качество своей работы.

Ручной труд- Развиваем волевые усилия, творчество.

Труд в природе- Воспитываем ответственность за жизнь животных, растений.

Слайд 7.

Формы организации труда, используемые нами в воспитательно-образовательном процессе :

Поручения- Могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими;

По продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; по содержанию- соответствовать видам труда.

Дежурство- Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий- Труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Совместный-

Коллективный труд (труд всей группой в старшем возрасте)-

Слайд 8.

Средства трудового воспитания :

Собственная (самостоятельная) трудовая деятельность детей.

Обучение трудовым навыкам и организации труда.

Ознакомление с трудом взрослых.

Организация трудовой деятельности.

Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.

Слайд 9.

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.

В процессе труда происходит :

Накопление практического опыта.

Формирование навыков и умений.

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата).

Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий).

Расширение кругозора.

Расширение словарного запаса.

Расширение представлений о сенсорных эталонах.

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения.

Позволяет получать оценку.

Ощущение радости от результата труда.

Проявления внимания к партнерам по труду.

Слайд 10.

Что такое ручной и художественный труд? Это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически оформленные предметы и вещи. С одной стороны, это трудовая деятельность ребенка, по сути своей близкая к производственному труду взрослых, благодаря которой создаются разнообразные материальные ценности. Перспектива не только созерцать сделанное взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, вещи очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изделиями украшается кукольный уголок, детская комната и т. п., что он может их использовать в игре, инсценировке. Всё это способствует осознанному стремлению участвовать в этой деятельности. С другой стороны, художественный труд – это вид художественной деятельность, поскольку ребенок создает красивые, выразительные предметы, вещи.

Слайд 11.

Невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств. Без этих знаний у детей может ничего не получиться. Значит нужно исследовать свойства материала с позиции задуманного. Нередко ребенок идёт к замыслу от знания этих свойств. Невозможно ничего создать, если не владеешь определёнными способами преобразования материала с помощью рук или инструментов, орудий. Значит, надо овладеть ими, приобрести специальные умения. И чем разнообразнее и совершеннее эти умения, тем шире поле деятельности и существеннее результаты.

Разнообразие материала и способов его преобразования представляет широкие возможности для творчества. Ребенок может в своей самостоятельной деятельности выбирать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки. В соответствии с её значением может комбинировать материалы.

Ребенок переживает эстетическое удовольствие от результатов собственной деятельности и становится более чувствительным к красоте (или её отсутствию) в окружающей жизни, к предметам, созданным руками людей. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, не способен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.

Слайд 12.

Задача педагога в старшей группе – помочь ребенку освоить позицию субъекта в элементарной трудовой деятельности, т. е. научиться видеть необходимость повседневного труда, самостоятельно выполнять трудовые процессы целостно – от постановки цели до получения результатов и уборки рабочего места, осуществляя самоконтроль. Реализовать эту задачу помогает организация ручного труда.

Слайд 13 - 14.

В процессе изготовления поделок дети активно действуют инструментами под руководством взрослого, правильно, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется ясное представление о таких категориях, как величина, форма. В сравнении и при отборе предметов совершенствуются точность восприятия, глазомер, накапливается сенсорный опыт.

Изготовление поделок требует от детей не только наглядно - действенных практических операций, но и предварительного размышления, анализа стоящей задачи, выделения главного, существенного при её решении.

Ручной труд - это деятельность, позволяющая нам учить детей четко разделять задания на отдельные операции и планировать их последовательность.

Формируя навыки работы с различными материалами, мы учим детей мастерить. В процессе работы решаем воспитательные задачи. Чем старше становятся дети, тем более яркую общественную направленность приобретают мотивы трудовой деятельности. Однако и в этом процессе необходимо подвести детей к осознанию цели труда. По моим наблюдениям, когда перед детьми стоит цель - сделать игрушку в подарок малышам, папе или маме, то дети начатое дело всегда доводят до конца, проявляя при этом особое старание, желание выполнить эту работу хорошо. От понимания результативности и полезности своей работы ребенок испытывает радость. Он начинает осознавать значимость своего труда.

При изготовлении игрушек-самоделок мы работаем небольшими подгруппами. При этом каждый ребёнок выполняет задание один либо вдвоём. Очень важно в этом случае научить ребят договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять. В процессе совместного, коллективного труда дети учатся работать дружно, помогать друг другу, чутко относиться к тем, у кого не все сразу хорошо получается. Таким образом, создается возможность для формирования доброжелательных взаимоотношений.

После обсуждения пооперационной последовательности работы над игрушкой педагогсообщает, что игрушку дети будут делать вдвоём или вместе. Этот приём постепенно развивает у детей умение участвовать в совместном труде, договариваться с товарищами, вновь продумывать ход работы, распределять работу : способствует установлению положительных взаимоотношений между детьми, что очень важно для подготовки детей к школе.

Наиболее ярко умение детей работать вместе проявляется в коллективном труде, и здесь не менее важна роль воспитателя, который помогает детям осознать общую цель работы и своё участие в ней. Поэтому каждый ребенок должен стараться как можно лучше выполнить свою часть работы.

В конце занятия воспитатель демонстрирует результаты дружной работы детей, подчеркивает преимущества совместного труда, что имеет значительное воспитательное значение.

Приобщение детей к совместному труду способствует формированию таких качеств личности, как доброжелательность, отзывчивость и др.

По мере овладения сложными навыками и умениями дети работают с большей инициативой, у них появляются элементы творчества, конструктивной смекалки, сообразительности.

Ручной труд - важнейшее средство формирования нравственно - волевых качеств (настойчивости, взаимопомощи, внимательности, которые необходимы для учения в школе и в дальнейшей трудовой жизни.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Учите детей трудиться! Чему и как учить детей? Овладения навыками трудовой деятельности надо рассматривать, как одно из основных условий воспитания у детей желания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников позиции субъекта труда в процессе организации работы по ручному труду
Опубликовано: 14 января 2014 в 15:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД