Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы

Елена Неминущая
Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы

Презентация из опыта работы МДОУ «ЦРР — детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»

Развитие вариативных форм дошкольного образования

Слайд 2 Сегодня система дошкольного образования, как и вся система образования в стране ориентирована на потребности общества и нацелена на повышение доступности качественного образования.

Слайд 3 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад № 4 п. Майский» является важной составной частью образовательной среды муниципального района, ресурсным центром по обмену педагогическим опытом на муниципальном и региональном уровнях.

В работе педагогов прослеживается тенденция к поиску и реализации инновационных ориентиров и современных образовательных форм дошкольного образования.

Слайд 4 На базе дошкольного учреждения с 2006 года функционирует группа кратковременного пребывания для детей 5-7 лет, ранее не посещавших детский сад.

С 2007 по 2010 год педагогический коллектив принял участие в муниципальном эксперименте «Апробация модели образования детей старшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания». С 2010 года – участник региональной экспериментальной площадки «Развитие вариативных форм дошкольного образования в условиях региона».

Слайд 5 За годы функционирования группы кратковременного пребывания педагогическим коллективом были разработаны:

• нормативная база и локальные акты функционирования группы кратковременного пребывания

Слайд 6 Апробированы технологии, методы оценки качества предшкольного образования в условиях группы кратковременного пребывания;

• созданы все условия для развития детей на предшкольной ступени образования.

Слайд 7 Но, тенденции модернизации системы образования и сложившиеся объективные условия диктуют поиск новых форм организации детей.

На сегодняшний день детский сад на территории Майского поселения один и, соответственно, не все дети имеют возможность посещать

дошкольное учреждение. А охватить предшкольным образованием необходимо всех детей.

Кроме того, анализ реальной ситуации, показывает, что растет количество детей, имеющих особенности развития. По свидетельству статистики, в дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включаякоррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом. По некоторым данным, 27% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 40 до 60% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей.

Слайд 8 Поэтому инновационный подход в организации образовательного пространства нашего центра развития ребенка заключается в том числе, и в оказании психолого-педагогической поддержки детям, не посещавшим или не посещающим детский сад, а также их родителям.

Нужно сказать, что последнее десятилетие в системе образования усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.

Сопровождение детей, не посещающих детский сад - это система профессиональной деятельности специалистов ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Слайд 9 Проанализировав запросы населения на образовательные услуги, оценив возможности ДОУ (материально-техническую базу, наличие помещения профессиональный уровень педагогов, администрация детского сада пришла к выводу о целесообразности открытия в 2011- 2012 учебном на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» Центра психолого-педагогического сопровождения.

Цель деятельности Центра - оказание психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не охваченных дошкольным образованием, в их всестороннем и полноценном развитии и социализации.

Слайд 10 Задачи:

- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, реализация прав ребенка на получение дошкольного образования;

-обеспечение успешной адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение;

-обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу;

-повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) на основе оказания консультативной помощи семьям, воспитывающим детей от 2 до 7 лет;

- раннее выявление детей с проблемами в личностном развитии и обучении;

-формирование данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностей, резервных возможностей детей;

- организация информационной поддержки детей, родителей, специалистов по основным направлениям деятельности Центра «Улыбка».

Слайд 11 Деятельность Центра организована в помещении группы кратковременного пребывания во вторую половину дня: вторник, четверг – 15.00 – 16.30 без права питания, сна, прогулки; пятница – с 13.00 до 15.00 - консультативный день для родителей. Его посещают дети 5 лет. Не охваченные дошкольным образованием. Основные направления деятельности осуществляются специалистами: воспитателем Центра, который является его руководителем; педагогом-психологом; учителем – логопедом; музыкальным руководителем; инструктором по физической культуре. Координацию и интеграцию деятельности специалистов центра осуществляет старший воспитатель.

Слайд 12 Последовательность работы по сопровождению детей в Центре «Улыбка» представляет из себя следующий алгоритм:

1. Анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализ результатов адаптации.

2. Планирование и осуществление образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

3. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.

Слайд 13 4. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению, что предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Что мы делаем дальше?

Слайд 14 Педагоги, организующие деятельность Центра, широко используют инновационный подход в организации пространства ДОУ при планировании индивидуальной работы с детьми, не посещающими детский сад, выбирают адекватные формы и методы работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Слайд 15 Дети, посещающие вместе с родителями Центр, имеют возможность посещать медкабинет, изостудию, спортивный зал, кабинет психолога и логопеда, экологическую и сенсорную комнаты.

Слайд 16 Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Слайд 17 Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка индивидуальных образовательных программ.

Эта программа проектируется педагогом-психологом совместно с воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. В ней основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.

Таким образом, программа выполняет не столько обучающую, сколько диагностическую, прогностическую, коррекционную функции. Это предполагает изучение стартовых возможностей, динамики развития, а затем - построение системы психолого-педагогического сопровождения.

Слайд 18 Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста

Этапы проектирования программы специалистами Центра

1этап - мотивационный: совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.

2 этап - концептуальный: раскрытие содержания предстоящей работы, определение роли и общей профессиональной позиции психолога и других педагогов относительно ребенка, распределение функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов сотрудничества.

3 этап - проектный: разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития.

Слайд 19 4 этап - реализация проекта: практическая реализация - текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится психологический мониторинг определения причин и направления разрешения затруднений.

5 этап - рефлексивно-диагностический: завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по дальнейшему проектированию образовательной программы.

Слайд 20 Сегодня можно зафиксировать промежуточные результаты нашей инновационной работы по организации вариативных форм предшкольного образования в нашем учреждении:

- Успешно функционирует группа кратковременного пребывания детей.

- Открыт Центр психолого – педагогической помощи родителям детей, не охваченных дошкольным образованием.

- Разработана схема взаимодействия в работе специалистов Центра и ГКП

- Разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей.

-Отрабатывается система мониторинга результативности психолого-педагогического сопровождения.

- Осуществляется планирование индивидуальной работы с детьми, не посещающими дошкольное учреждение через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

- 100% детей 6-7 лет п. Майский поселения охвачены предшкольным образованием

Слайд 21 Приоритетной целью модернизации образования на сегодняшний день является обеспечение высокого качества образования, которое связывается c понятием «качество жизни» и раскрывается через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения может и должна обеспечить успешную социализацию, сохранить и укрепить здоровье детей, защитить их права, в том числе - право на образование.

Прикреплённые файлы:

razvitie-var-yh-form-mdou-4-p-maiskii_hqisk.ppt | 11374,5 Кб | Скачан: 279
 
Публикации по теме:

Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательнИнновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательн 27-28 ноября 2012г в Ростове-на-Дону, состоялась МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Инновационные механизмы обеспечения и развития.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы
Опубликовано: 24 мая 2013 в 21:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....