МААМ-картинки

Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Елена Раскаткина
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Доклад

1 слайд. Уважаемые коллеги, здравствуйте. Меня зовут Елена Николаевна Раскаткина. Я – учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 45» 2 слайд. предлагаю Вашему вниманию презентацию методической разработки раздела образовательной программы на тему «логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Публикация «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР» размещена в разделах

3 слайд. На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

По данным Р. Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.

Жукова Н. С., Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.

Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.

Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.

4 слайд. Цель работы : совершенствование работы учителя-логопеда по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР.

Задачи

раскрыть проблему формирования глагольного словаря в онтогенезе

изучить уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР

разработать комплекс логопедических занятий по формированию глагольного словаря у детей изучаемой категории.

5 слайд. При 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка не превышает 1,5-2 тыс. слов. Характерными лексическими особенностями речи дошкольников данной категории являются: преобладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и действий; недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выра-жающих оттенки значений или абстрактные понятия; частые замены одного названия другим, причем замены происходят, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Общее недоразвитие речи третьего уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Например: названия некоторых мало знакомых действий, дети заменяют другими (вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать – «плести»). Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие.

6 слайд. Жукова Н. С., Т. Б. Филичева, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. В их работах выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

Это неправильное употребление:

- личных окончаний глаголов;

- окончаний глаголов в прошедшем времени.

7 слайд. С целью изучения уровня сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР было обследовано 10 дошкольников 5-6 лет с ОНР-3 уровня.

8 слайд. Методика «Исследование пассивного словаря». В первом задании педагог предлагал показать на сюжетных картинках, кто что делает; во втором – показать кто как подает голос, в третьем – кто чем занимается, в четвертом – чем, что делают. При оценке ответов использовалась уровневая система:

высокий – правильное, самостоятельное выполнение

средний – больше половины самостоятельно

ниже среднего – меньше половины самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

низкий – только с помощью взрослого

Пассивный словарь детей развит недостаточно и находится на низком уровне.

9 слайд. Методика «Исследование активного словаря». В первом задании – сказать кто, что делает; во втором – кто как голос подает; в третьем – что делают с этим предметом.

Активный словарь беден, дети не всегда правильно называют действие, заменяют его близким по значению.

10 слайд. Методика «Исследование понимания близких по значению глаголов». Предлагались сюжетные картинки с изображением действий. Нужно было назвать, кто что делает.

У большинства детей уровень понимания близких по значению глаголов невысок.

11 слайд. С учетом результатов изучения уровня сформированности глагольного словаря формируются подгруппы для логопедических занятий. Был разработан комплекс логопедических занятий, которые имеют свою цель.

12 слайд. Работа проводится по следующим направлениям и опирается на принципы:

развития динамичности восприятия

продуктивной обработки информации

развития и коррекции высших психических функций

мотивации к учению

13 слайд. Все занятия проводятся с учетом лексических тем в соответствии с перспективным планом.

14 слайд. Работа по формированию глагольного словаря проводится на основе дидактического материала:

сюжетных картинок

дидактических игр

максимально используются все виды театра

дидактические игры с правилами дорожного движения активно используются при работе над приставочными глаголами

теоретические знания применяются на практике в физкультурном зале при выполнении различных упражнений (спрыгни, подпрыгни, перепрыгни, подбеги, оббеги и т. д.)

18 слайд. Данные обследования на коней года показали эффективность работы. Низкого уровня нет ни по одной методике исследования, возрос средний уровень сформированности глагольного словаря, высокий уровень отсутствует в силу объективных причин.

21 слайд. В работе были поставлены задачи, позволяющие сделать следующие выводы:

1. Раскрыта проблема формирования глагольного словаря в онтогенезе

2. Исследован уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР

3. Разработан комплекс логопедических занятий.

Перспективой является вовлечение воспитателей, специалистов д/с и родителей в процесс развития, обогащения глагольного словаря у дошкольников с ОНР.

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация на тему: «Хлеб — всему голова» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта на тему «Хлеб – всему голова» по стихотворению С. В. Погореловского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 16:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД