Лучший педагог года

Презентация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста»

Альфия Бахтеева
Презентация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста»

Классическая музыка как средство нравственного воспитания

ребенка дошкольного возраста.

(слайд 2) Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.

В. Сухомлинский.

Публикация «Презентация „Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

(слайд 3) Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

(слайд 4) В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной основа в нашей, музыкальных руководителей, работе.

(слайд 5) Мы начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаем их в школу. На этом пути, продолжительностью в шесть лет, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую назвают искусством. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей, а через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия : доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

(слайд 6) Цель работы: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее музыкальному и общекультурному развитию дошкольников.

Знакомство детей с композиторами и народной музыкой подразумевает :

1. Прослушивание музыкальных произведений.

2. Активное слушание.

(слайд 7) Задачи:

• развивать интерес, любовь к музыке;

• повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;

• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.

(слайд 8) Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, ее соответствие возрастным возможностям.

(слайд 9) Особо следует отметить, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений, в выхолощенном звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.

Необходимо помнить, что классическая музыка не должна быть фоном, сопровождающим различные режимные моменты: одевание детей на прогулку, еду, подготовку ко сну и др. Слушание классической музыки должно быть профессионально организовано, это задача музыкального руководителя, при поддержке воспитателя.

(слайд 10) Особой важности значение уделяется классической музыке. Это особый мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Мы слушаем произведения разных времен — музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Провожу слушания, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

«Какие чувства передает музыка,

«О чем рассказывает музыка

«Как рассказывает музыка (разработка О. Радыновой «Музыкальные шедевры»).

Эту схему использую на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.

Одним из любимых произведений детей подготовительной группы стал романс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Дети затаив дыхание, слушают симфонический оркестр. Как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке — идет работа чувств, работа души! Дети старшей группы, прослушав пьесу «Печальная история» Д. Кабалевского, почти единодушно решили, что грустная музыка нужна людям : она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо.

(слайд 11) Прием оркестровки (самый веселый этап- можно пошуметь) позволяет разнообразить структуру музыкальной деятельности, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музыкальным произведениям, заинтересованность — ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представления о вокальных возможностях музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.

Полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Так, оркестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (одни оркеструют, другие инсценируют). В этом случае объединяются разделы — слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Отход от стереотипной структуры придает музыкальной деятельности живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развивает их творческую инициативу. Отмечу: прием оркестровки целесообразен не ранее третьего занятия, после того как дети, неоднократно прослушав произведение, ознакомились с характером музыки, выделили изобразительные моменты, средства выразительности. Следующий этап работы — знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса.

(слайд 12) А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать? Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева для ознакомления с инструментами можно разыграть по ролям. Роли- Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников нужно исполнять в виде пантомимы (можно сразу всей группой) : заговорила Птичка — помашем «крылышками», появляется Дедушка — руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот храбрец и озорник Петя — марш с помощью «барабанных палочек, ударяющих в барабан» — по два пальца каждой руки. Закрякала Утка — руки к плечам — получились короткие крылья; мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, — это палят в сказке храбрые Охотники. Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движения. Таким образом, выстраивается целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.

(слайд 13) Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

(слайд 14) Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.

Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования его у дошкольников. Возникла необходимость разработки педагогической технологии восприятия детьми классической музыки.

(слайд 15) Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности.

Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

(слайд 16) Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»

Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»

Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.

На занятии по теме «Море» дети слушают музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и рассматривают картину «Девятый вал» Айвазовского, работа с тканью (волны); по теме «Сказка в музыке» слушая Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.

(слайд 17) Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

(слайд 18) Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

Заключение.

(слайд 19) Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

(слайд 20) «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» Платон

(слайд 21) Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно.

Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.

Казачий кадетский компонент в ДОО, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Консультация для родителей «Игра как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Игра как средство нравственного воспитания» Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 1 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 2 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказка как средство нравственного воспитания детей Сказка как средство нравственного воспитания детей Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Презентация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 октября 2017 в 09:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД