Получи документы

Коллектив как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста

Светлана Колосова
Коллектив как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста

Слайд № 1 Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему: «Коллектив, как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Актуальность и выбор темы исследования определяются следующими факторами : во-первых, для ребенка коллектив был и остается важнейшим фактором воспитания, он нуждается в нем, это среда, где можно удовлетворить, в первую очередь, потребности в общении, совместной деятельности.

Публикация «Коллектив как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Слайд №2 Цель проведенного исследования - выявление и описание форм и способов развития коллектива. Объектом нашего исследования стал детский коллектив. Предметом исследования – формы и способы развития коллектива.

Слайд № 3 Мною были поставлены задачи, а именно:

1. Изучение проблемы развития детского коллектива в психолого-педагогических исследованиях.

2. Раскрытие структуры, сущности и функций коллектива.

3. Выявление и описание практических рекомендаций по развитию детского коллектива

Наша работа носит теоретический характер и состоит из двух теоретических глав.

Слад №4. Обращусь к первой главе, где мы рассмотрели Теоретические основы развития детского коллектива. В данной главе мы проанализировали такие вопросы, как: «Сущность и характеристика коллектива», «Стадии развития коллектива», «Социометрическую структуру дошкольного коллектива»

Слайд №5. В целом, рассматривая «Теоретические основы развития детского коллектива» мы выявили, что: Коллектив имеет ряд характерных черт:

Назову лишь некоторые из них:

1. Включение дошкольников в разнообразные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий.

2. Формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива.

3. Появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе.

4. Организация действенной работы органов самоуправления и так далее.

Слайд № 6 Воспитательная значимость коллектива обусловлена его воспитательными функциями. Выделяют три группы функций:

Организационные функции - включение воспитанников в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в детском саду и вне его.

Воспитательные функции - формирование нравственности воспитанников, их отношения к миру и к себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера.

Стимулирующие функции - создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в самовоспитании у детей, корректировка их поведения.

Слайд № 7 Исследователь Л. И Новикова выделяет следующие функции коллектива.

Регулятивная функция коллектива. Она заключается в развитии педагогических требований к членам коллектива, содержанию и способам реализации деятельности. Здесь важны вера в возможность нравственного самосовершенствования ребенка, авансирование личности, доброжелательная оценка, ориентация на создание успеха.

Формирующая функция коллектива. Данная функция предполагает становление и развитие моральных норм, оценочных суждений, ценностных ориентаций (ситуация сопереживания, свободы выбора, творчества).

Корректирующая функция коллектива. Она применяется по отношению к нарушителям установленным в коллективе нравственных норм.

В итоге можно утверждать, что детский коллектив может влиять на каждого ребенка непосредственно или косвенно. Непосредственное влияние часто бывает связано с конкретной ситуацией и предоставляет ребенку выполнять ту или иную роль. Косвенное воспитательное влияние реализуется через создание в группе общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального благоприятного климата.

Слайд №8 В своей работе я также выявила и описала стадии развития коллектива. По методике Макаренко А. С. группа проходит три этапа развития.

Первая стадия – это становление коллектива, где отношения детей определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. На второй стадии усиливается влияние актива. Третья стадия характеризуют расцвет коллектива.

Л. Н. Лутошкин рассматривает несколько иначе развитие коллектива, предлагая эмоциональную классификацию уровней развития коллектива, состоящую из пяти этапов, а именно: “Песчаная россыпь”, «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Данная методика рассматривает развитие коллектива от формального объединения до высокоразвитого коллектива. Эта методика помогает на современном этапе выявить, насколько развит и сплочен групповой коллектив в детском саду.

Слайд №9 Понять взаимоотношения в коллективе нам помогает социометрическая структура детского коллектива. В своей работе мы выявили, что каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в детском коллективе.

Педагогу необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни.

Для того, чтобы каждому ребенку комфортно жилось в коллективе, педагогу необходимо знать различные способы и методы по формированию сплоченного коллектива, поэтому во второй главе мы подобрали и описали самые важные и нужные из них.

В первую очередь, мы описали, как должен педагог формировать детский коллектив, используя для этого определенную методику.

Слайд №10 Перед воспитателем, который хочет сформировать коллектив, стоят четыре задачи.

1. Организация и сплочение в каждой группе.

В актив следует подбирать не только хорошо

успевающих дошкольников, но, главным образом, дошкольников, имеющих

организаторские способности и проявляющих интерес к общественной

деятельности. На базе актива воспитатель начинает добиваться сплочения всей группы, используя для этой цели увлекательную и в то же время общественно полезную деятельность.

2. Придание коллективу дошкольников идейной направленности, развитие

в нем критики и самокритики, формирование высокой требовательности к

себе и товарищам.

3. Превращение дошкольных коллективов в естественную и необходимую часть

общешкольного коллектива. Дошкольники должны руководствоваться в своих

стремлениях сознанием того, что они - члены дошкольного коллектива в той же степени, в какой они являются членами своего группового коллектива.

4. Формирование у коллектива дошкольников такта, умение применять правильные формы воздействия на своих товарищей, включая и

индивидуальный подход к ним.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:

- специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;

- деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;

- организация и проведение общественных мероприятий и т. д.

Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится.

Слайд № 11 Формируя коллектив, каждый педагог должен знать те рекомендации, которые дают психологи, и которые мы поместили в своей работе, например:

- “Внимательно наблюдать за отношениями в детском коллективе”.

“Важно опираться на лидеров”.

“Не надо влюблять воспитанников в себя”.

“Выяснять причины детских слез”.

“Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность”.

“Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям”.

«Особую работу следует вести с “отвергнутыми” детьми».

Слайд №12 В целом же можно сделать вывод, что, управляя развитием коллектива, педагогу необходимо внимательно следить и обеспечивать появление и рождение “новообразований” в организации деятельности, в общении, в коллективных отношениях, в общественном мнении традиций, ценностей, перспектив и идеалов, в самооценке каждого члена коллектива. Только появление совокупности названных новообразований дает основание судить о действительном его развитии и подъеме на более высокую ступень.

Важно помнить и о том, что главным источником формирующего, созидающего воздействия коллектива на личность является многогранная активность воспитанников в жизненно важной для них деятельности на самостоятельной, творческой и самодеятельной основе, участие в подлинно человеческих взаимоотношениях.

Прикреплённые файлы:

kolektiv_enko8.pptx | 921,18 Кб
 
Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллектив как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 16:15
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД