Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ

Марина Челышева
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ

К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особый» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Речь идет о детях, у которых со здоровыми детьми больше сходств, чем различий. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не прятать за стены специального учреждения.

В МБДОУ «Детском саду комбинированного вида №127» г. Иваново с 2008 года работает инклюзивная группа. Термин «инклюзия» был введен в обиход в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия (с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение. В нашем детском саду успешно работают 2 логопедические группы,в планах – открытие группы «выходного дня». Но хочется подробнее остановиться на работе именно инклюзивной группы как на более новой форме вариативного дошкольного образования.

Я работаю воспитателем на инклюзивной младшей группе и одновременно на 0,5 ставки психологом. На группе 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (болезнь Дауна; заболевание сердечно - сосудистой системы). С одной стороны это тяжело, но с другой есть свои плюсы, так как имею возможность всегда находиться рядом с детьми и координировать работу всех специалистов.

Из прошлого опыта работы следует отметить, что для успешной работы необходимо соблюдать следующие условия:

- полная укомплектованность кадрами (воспитатели, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед);

- установление отношений взаимопонимания между специалистами и родителями;

- правильно выбранная направленность программы, с учетом возможностей ребенка и его индивидуально- типологических особенностей, проложенный образовательный маршрут для конкретного ребенка.

- привлечение к работе следующих специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, имеющих соответствующее педагогическое образование, так как эти дети очень творчески одаренные и особо эмоционально восприимчивы.

- подготовить детский и взрослый коллектив к принятию такого ребенка

(здесь задача психолога «проиграть»всевозможные ситуации, используя при этом различные методы и приемы, интерактивные игры, театрализованную деятельность, арттерапию и др.) Здесь следует отметить, что ребенок с болезнью Дауна склонен к подражанию и сочувствию, он живет не только с другими, но и в других.

В своей работе столкнулись с такими трудностями, как недостаточная поддержка со стороны семьи, ее малое участие, незаинтересованность в занятиях с ребенком дома, а иногда и полное игнорирование рекомендаций специалистов, рентная позиция родителей. В некоторых случаях и сами специалисты, сочувствуют семье, воспитывающей ребенка с нарушениями, понимают всю сложность жизни – и психологическую, в том что родителю нужен отдых и перерыв от ребенка и его проблем, и экономическую в том, что важно, чтобы родители работали, социальная пенсия маленькая, расходы семьи большие, тем самым способствуют такому «высвобождению» родителей. Родители, в свою очередь, зачастую не понимают, что именно происходит с ребенком на занятиях, «что и как» они должны делать сами дома. Они жалуются, что предлагаемые специальные занятия с ребенком дома часто требуют изменения всего уклада жизни семьи и забирают много сил, или что заниматься дома у них просто не получается. Родитель чувствует себя неуспешным, усилия кажутся бессмысленными. Бывает также, что семья уже представляет, как должны строиться занятия с ребенком, например хочет определенных занятий или увеличения их продолжительности, но это пожелание может игнорироваться специалистами. Такие ситуации в дальнейшем могут развиваться в сторону увеличения взаимного непонимания, недоверия, возникновения конфликтов, когда каждая из сторон постепенно утверждается во мнении, что именно она обладает действительно верным знанием о потребностях ребенка.

В том случае, когда между семьей и специалистами устанавливаются отношения сотрудничества, и возникает преемственность между домашней и образовательно- терапевтической средой, что очень важно для ребенка. Системы отношений в семье и на занятиях (в том числе наличие баланса между заботой и требованиями) становятся более устойчивыми, а значит и у ребенка появляются устойчивые ориентиры, которые помогают по- новому проживать свой опыт. Обычно это ведет к большему эмоциональному комфорту, появлению чувства уверенности у ребенка, возможности сообщать о своих потребностях и даже самому действовать в этой области, что увеличивает его самостоятельность. Благодаря преемственности создаются условия для более широкого использования освоенных ребенком умений и навыков, а следовательно и для его развития.

Считаю, что хотя бы один из родителей, особенно во время адаптации ребенка к детскому саду, должен всегда находиться рядом. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может и не должен посещать детский сад «от звонка до звонка», ему это трудно и тяжело. Такое посещение детского сада может привести к аффективным расстройствам у ребенка, а также к неврозам.

Специалистами нашего сада были учтены ранее допущенные ошибки, мы двигаемся в правильном направлении. Родители нашего Коли – это первые наши помощники, многие постройки на участке сделаны их руками, оказывают помощь в проведении различных мероприятий и праздников на группе.

Такое совместное пребывание в группе идет на пользу детям, которые учатся принимать различия, существующие между людьми и проявлять терпимость по отношению к ним. Инклюзия идет на пользу и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, так как общаясь с воспитателями, специалистами родители перестают чувствовать себя в одиночестве, они узнают о новых способах оказания помощи своим детям.

Инклюзия дает определенное преимущество и педагогам, предоставляя им безграничные возможности для повышения своего профессионального мастерства и самообразования.

Буду рада общению по обмену опытом: e-mail: marina.iyni1963@yandex.ru

педагог-психолог МБДОУДСКВ№127 г. Иваново

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше.

«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ» Актуальность Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления.

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».

Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи). Выполнила: педагог-психолог МБДОУ.

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием.

Психологическое сопровождение родителей в ДОУ В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как технология сбережения психического здоровья дошкольников.

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Мой интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все.

Психологическое занятия с целью подчеркнуть уникальность ребенка «Я звездочка»Психологическое занятия с целью подчеркнуть уникальность ребенка «Я звездочка» Занятие разработано педагогом-психологом Крюковой А. В. МБДОУ детского сада №423. В период дошкольного возраста происходит закладка основ.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ в Рамках ПМПК. Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках ПМПк в МБДОУ "Детский сад № 2". Из опыта работы учителя-логопеда Кизиловой С. В., председателя ПМПк.

Автор публикации:
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 18:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...