Папки-передвижки

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Юлия Радостева
Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

1,2 слайд.

Я, Радостева Юлия Михайловна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» д. Извара. Группа, в которой я работаю – это дети возраста 3-4 года т. е. 2-ая младшая группа.

3 слайд.

В 2006 году закончила Гатчинский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно – развивающего образования».

4 слайд.

Публикация «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В 2010 году получила диплом о высшем образовании в ЛГОУ имени А. С. Пушкина, факультет – специальной психологии. Мой педагогический стаж составляет 8 лет. Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, Я решила попробовать свои силы в муниципальном районом конкурсе «Воспитатель года».

Участие в конкурсе даст мне возможность самоутвердиться в роли воспитателя и повысить свой профессиональный рост. И значит не останавливаться на достигнутом, а покорять все новые высоты, узнавать новое и интересное и свои знания и умения передавать детям.

5 слайд.

Тема педагогической концепции звучит так: «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр и игровых упражнений»

Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

6 слайд

Развитие фонематического слуха у младших дошкольников помогает им овладеть правильным произношением и в дальнейшем предупредить появление грамматических ошибок при письме.

Важно не упустить сенситивный период для развития фонематического слуха, так как именно в детстве он закладываются и формируются, Уже в раннем возрасте ребенок начинает использовать «слово», как средство для общения.

Я считаю, развитие фонематического слуха у детей младшего возраста сложным и важным процессом, требующим много усилий со стороны педагога и родителей. (прочтение стихотворения)

7 слайд.

В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и

выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Даниил Борисович Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие».

8 слайд.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

• узнавать наличие данного звука в слове;

• различать окружающие его звуки;

• различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

БАНКА-КАБАН НОС-СОН:

• различать слова, отличающиеся только одной фонемой СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.

Причинами нарушения фонематического слуха у младших дошкольников являются :

1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития и чем раньше родители и воспитатели выявят ошибки, допускаемые детьми в произношении, тем успешнее в дальнейшем они овладеют чтением и письмом в школе

9 слайд

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

10 слайд

Реализация задач по развитию фонематического слуха осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

11,12,13,14,15 слайды

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи развития звуковой культуры речи на разных возрастных этапах постепенно усложняются. В работе по развитию фонематического слуха использую пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логоритмические упражнения, игры на звукоподражание, дыхательные игры. Отдельное внимание уделяю чтению народных песенок, потешок, чистоговорок, прибауток, сопровождаемые показом наглядного материала радуют ребёнка.

Я разработала перспективное планирование по формированию навыков звукопроизношения у детей во второй младшей группе детского сада. При составлении планирования, была проанализирована психолого-педагогическая литература, изучены вопросы развития речи детей данного возраста и составлен перспективный план и отработана вся необходимая литература с учётом содержания ООП ДОУ разработанной с учетом программы воспитания и обучения во второй младшей группе детского сада по М. В. Васильвой, в своей работе я использую последовательное уточнение и дифференциацию звуков у детей разных возрастных групп в течение учебного года по А. И. Максакова.

Так как дети тяжело воспринимают информацию на слух, я использую картинки по теме, иллюстрации сказок, пособия, изготовленные мною – живые картинки для игр инсценировок, для разнообразия видов игр использую волшебный кубик, речевые часы, волшебный сундучок, различные тренажёры для дыхательной гимнастики. Задания, направленные на развитие фонематического слуха, использую как в непосредственной образовательной деятельности, так и различных режимных моментах.

16 слайд

Для каждого ребёнка родители являются примером для подражания, поэтому многих трудностей можно избежать, если заниматься с ним не только в саду, но и дома.

Поэтому считаю важным аспектом своей педагогической деятельности заинтересовать и вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Работа с родителями содержит: беседы, консультации, родительские собрания, оформление информационно-родительского уголка.

17 слайд

Подводя итоги, можно сказать следующее:

игры по развитию фонематического слуха способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

18,19 слайд

Диагностика

Прикреплённые файлы:

vospitatel-goda_fqvqa.pptx | 14075,37 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений Тема педагогической концепции звучит так: «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр План: Теоретическая часть 1. Вступительное слово 2. Обзор музыкально – дидактических игр и пособий 3. Актуальные вопросы применения дидактических.

Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» «Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста» 1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух» 2. Возрастные особенности.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха и восприятия старшего возраста «Страна звуков и слов. Звук [Ш]»Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха и восприятия старшего возраста «Страна звуков и слов. Звук [Ш]» Цель: Чёткое произношение звука Ш в речи и различение его на слух. Задачи: Коррекционно – образовательная: закрепить произношение звука.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему «Что я видел на вокзале» Конспект НОД по развитию речи на тему «Что я видел на вокзале» для детей старшего дошкольного возраста. Задачи (слайд 2): Образовательная:.

Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного.

Проект «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений» ПРОЕКТ. " Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений". Разработала: Орлова О. С. ГБОУ Школа № 982. 1. Паспорт проекта.

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом «дизартрия». Это связанно с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 14:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД