Презентация на конкурс «Воспитатель года»

татьяна бурлакова
Презентация на конкурс «Воспитатель года»

1 слайд. В моей педагогической практике мне пришлось столкнуться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста по какой-либо теме (фрукты, транспорт, профессии, животные, времена года и т. д.) сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета. И снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли, из них надо всё «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии. Эта проблема меня заинтересовала. Выбрала тему для самообразования «Наглядное моделирование». В современной научно- методической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей.

2 слайд. Метод моделирования, разработанный Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером, Натальей Алексеевной. Ветлугиной, Николаем Николаевичем Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, умением анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета или явления, способностью к замещению посредством условных знаков, символов, графиков.

Использование символической аналогии в моделировании облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

В основе метода наглядного моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком или символом. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре: камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофёром, космонавтом. Затем опыт замещения накапливается в других видах детской деятельности. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Что же такое моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

3 слайд.

Наглядное моделирование я использую в воспитательно – образовательном процессе, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, которые выделяют 4 направления.

4 слайд.

Познавательно – речевое направление включает в себя такие образовательные области как: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП.

Использование опорных схем приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

5 слайд фото

6 слайд фото

7 слайд. Художественно – эстетическое направление. Оно включает в себя такие образовательные области как: художественное творчество, музыку.

В рисовании, лепке, аппликации мы используем опорные схемы для усвоения и закрепления способов приемов и последовательности изображения различных приемов.

8 слайд фото рисования лисы.

9 слайд. Социально – личностное направление. В это направление входят такие образовательные области: безопасность, социализация, труд. Дети используют в играх заменители, они последовательно рассказывают сюжет игры

Применение опорных схем возможно и в бытовой деятельности, режимных процессах. Это могут быть обозначения последовательности трудовых действий, «запись» правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, сервировки стола и т. д.

10 слайд фото

11 слайд физическое направление включает в себя такие образовательные области как здоровье, физическая культура. Применение опорных схем помогает формировать и закреплять последовательность одевания и раздевания, правила чистки зубов, умывания. Наглядно показать последовательность выполнения физических упражнений.

12 фото детей

13 слайд выводы

Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Публикации по теме:

Презентация «Мой первый словарик. Синонимы» Презентация "Мой первый словарик. Синонимы" является частью набора мультимедиа презентаций "Мой первый словарик". Содержание презентации.

Презентация «Непослушные» слова» Презентация ""Непослушные"" слова" создана с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с несклоняемыми именами существительными.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Осень
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Презентация на конкурс «Воспитатель года»
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 16:48
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...