Папки-передвижки

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора

Наталья Дубовикова
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора

Доклад

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».

Актуальность.

Основная цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовить их к школе.

Задача программы «Воспитания и обучения» данного возраста уделяет серьезное внимание обогащению словарного запаса детей, что и является приоритетным направлением работы данного возраста.

Публикация «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора» размещена в разделах

Использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста малых форм фольклора : пестушек, потешек, колыбельных песен, прибауток их напевность, ритмичность, звучность, образность привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что способствует обогащению словаря и в последующем правильной разговорной речи.

Анализируя показатели развития речи детей фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития детей.

• Дети пользуются короткими фразами и предложениями

• Больше используют существительные

• очень мало прилагательные, глаголы, наречия

• Легко узнают предмет, но не всегда правильно называют его

• Недостаточный словарный запас слов.

Исходя, из важности этой проблемы была поставлена Цель: обогащать словарный запас детей средствами малых фольклорных форм.

Из нее вытекают следующие задачи:

1. Использовать потешки в повседневной деятельности: играх, сюжетно- ролевых играх, режимных моментах.

2. Формировать ритмичность, напевность, звучность в речи при использовании колыбельных песен.

3. Познакомить с бытом русского народа при рассказывании прибауток.

4. Приобщать родителей к основам национальной культуры и быту русского народа через совместное участие в жизни группы.

Уровень речевого развития, пополнение словарного запаса слов повысится, если в систему работы по развитию речи будут чаще включаться малые фольклорные жанры.

Малые фольклорные жанры.

Из анализа работы с семьей выявила следующее:

--родители мало читают детям;

--недостаточно времени уделяют для общения с детьми;

-- сами мало знакомы с малыми формами фольклора.

Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей.

Исходя из этих проблем провожу с родителями индивидуальные беседы. В родительском уголке помещаю консультации «Приобщение детей к народным традициям», а также помещаю тексты с потешками, прибаутками. Провела родительское собрание «Очень многое мы можем, очень много умеем!»

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами.

Методы и приемы.

Работа с детьми осуществлялась в интеграции с другими занятиями. На

занятии при конструировании после постройки домика использую прибаутки

«Собака на кухне

Пироги печет

Кот в углу

Сухари толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.»

На занятии при лепки использовала обыгрывание результатов вылепленных предметов.

«Ладушки, ладушки,

Где были?- У бабушки.

Что ели?- Оладушки.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Маслом поливала

Деткам раздавала».

На занятиях использую вопросы к детям, которые предполагают ответ действием, что позволяет выяснить есть ли нужное слово в пассивном словаре. Например: при показе петушка спрашиваю. Кто это? (петушок- золотой гребешок) .петушок проснулся, встрепенулся, крыльями замахал и громко закричал. Как кричит петушок (дети имметируют). Затем проговариваем потешку.

Словарь-речь обогащается прилагательными,глаголами.

Используя прием сочетания предмета с активными действами ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух,где обращается внимание на отличительную особенность характера белки.

Н-р: при знакомстве с белкой эффективна прибаутка.

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке- сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.»

Расширяю словарь прилагательными. (добрая, заботливая, общительная,существительными (мишка- толстопятый, заинька усатый)

Аналогичная работа проводится с использованием приема название деталей и их качеств. Пример-с белкой. (на ушках кисточки, хвостик пушистый, сама она рыжая, шустрая)

Работа по обогащению словаря идет не только на занятиях, но и в повседневной деятельности: в сюжетно- ролевой игре эффективен такой прием, как рассматривание предмета: установление его назначения, показ характерных действий с ним. При укладывании куклы спать, использую колыбельную песенку :

«Баю- баю, баиньки,

В огороде заиньки.

Баю-баю,баюшки,

Не ложись на краешке!»

Здесь не только знакомлю с правилами игры с куклой, но и обогащаю словарь. детей многократным повторением, существительными с предлогами, глаголами.

Словарь : не ложись, на краешке, в огороде.

При заучивании наизусть потешек, колыбельных песен, прибауток полезен прием многократного повторения вслед за воспитателем. -нового слова. (ай ду-ду-ду-ду или киска, киска, киска брысь)

На прогулке использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др. где не только учу правилам игры, но и идет обогащение словаря (во бору, поспешал).

Во время проведения режимных моментов у детей проявляются отрицательные отношения: к умыванию, одеванию. Так, во время умывания рассказываю потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…» цель: развить добросовестное отношение к умыванию. Словарь : личико, щечки, зубки.

Одевание – сложный процесс. Для того, чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, проговариваю потешку: «Вот они сапожки». «Маша варежку надела»

Применяя прием театрализации, закрепляю название персонажей раннее прочитанных сказок. ( н-р: «Теремок», где обогащается словарь существительными)

Для обогащения словарного запаса детей использую заклички : «Солнышко- ведрышко», «Радуга- дуга», «Дождик- дождик».(в режимных моментах и на занятиях)

Таким образом, использование на занятиях и в повседневной деятельности малых форм фольклора, делает их эмоциональными, интересными, а речь детей насыщенной эпитетами и выражениями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил,.

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора
Опубликовано: 28 мая 2015 в 16:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД