Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)

Елена Дорогинина
Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)

Оптимизация обучения и развития детей

с минимальной дисфункцией мозга (ММД)

1 слайд

Суть ММД – сдвиги в формально-динамических характеристиках протекания психических процессов и поведения ребенка.

Общая картина нарушений при ММД:

- замедление темпов роста и созревания мозга;

- сохраняется значительное преобладание медленных тета-ритмов в гипоталамических отделах мозга – не формируются механизмы произвольного внимания;

- дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга – затрудняет координацию их деятельности, а также приводит к явному преобладанию либо процессов возбуждения, либо торможения;

- запаздывает процесс миелинизации проводящих волокон (к 9-10 годам,

в норме к 7 г.) – приводит к хаотической, некоординированной активности.

2слайд

Последствия воздействия ММД

на развитие психических процессов:

1. быстрая умственная утомляемость и низкая работоспособность

2. низкие возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности

3. зависимость деятельности от характера внешней социальной активации

3 слайд

4. нарушения деятельности при эмоциональной активации

5. сложности в формировании произвольного внимания

6. снижение объема памяти, внимания, мышления

7. трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную

8. неполная сформированность зрительно-моторной координации

9. изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга

10. хроническая энергетическая недостаточность

5 слайд

Типы ММД

По вертикальной оси:

- на 1 уровне - внутренняя рассогласованность проявляется только в общей ослабленности мозга

- на 2 уровне - нарастает рассогласованность, но еще не нарушает полностью деятельности мозга, а произвольное управление фактически отсутствует

- 3 уровень - рассогласованность перестает быть внутренней и дезорганизует и работу мозга и поведение ребенка, произвольное управление невозможно, а истощаемость максимальна

6 слайд

Горизонтальная ось – нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения:

- на 1 ур. дисбаланс практически отсутствует, имеет место сниженные энергетические возможности мозга

- Реактивный и активный типы – сдвиг баланса в сторону возбуждения:

Реактивный – постоянно и неуправляемо реагирует на любые воздействия, это утомляет и ребенок перестает осознавать свою деятельность.

Активный – деятельность избирательна, он сразу максимально продуктивно работает (5 минут, а затем возможности резко снижаются.

7 слайд

- Ригидный и астеничный типы – сдвиг баланса в сторону торможения – дети на все реагируют с запаздыванием, замедленно.

В первые 5 минут скорость низкая, однако у ригидного деятельность сильно не дезорганизована и на некоторое время он выходит на нормальную работоспособность.

У астеничного типа ответ не успевает сформироваться, как уже действует другой раздражитель. Этот тип может реагировать только при наличии значительных интервалов между стимулами.

8 слайд

О наличии произвольной регуляции деятельности, ее управляемости можно говорить, когда нет перепадов в скорости или они сглажены.

Данная проблема (ММД) сегодня определяется как СДВГ.

При таком подходе диагностические критерии наличия заболевания выявляют «реактивный» тип (гиперактивность).

Остальные типы ММД не диагностируются.

«Астеничных» и «ригидных» классифицируют как детей с ЗПР, а «активных» и «субнормальных» как не проявляющих необходимого старания в учебе.

9,10,11 слайды

Рекомендации по оптимизации

обучения детей с ММД

Общий принцип – при обучении и организации деятельности ребенка максимально учитывать и обходить его дефект.

• Мягкое вхождение в процесс обучения

• На переменах спокойный, уединенный отдых

• Домашнее задание родители узнают сами

• До нормализации мозговой деятельности (1-3 класс) основную роль играют Д/З:

- обязательно повторять материал, пройденный в классе

- заниматься в соответствии с ритмом работы мозга – 5-10мин. работы и 5 мин. отдыха, через час работы – полчаса отдыха

-работать с черновиком, перед переписыванием отдохнуть

- заранее рассказывать содержание предстоящего урока

• Освободить детей от вспомогательной, второстепенной, оформительской работы

• Обучение чтению (по методу Глена Домана) должно опережать обучение письму

• Читать текст сначала про себя - осмысленность

• Форма подачи информации д. б. алгоритмичной, четкой, а формулировки лаконичными (ничего лишнего) – разработка графического изображения алгоритма для каждой темы на карточках

• Как можно чаще показывать, рассказывать, обыгрывать то, что д. б. усвоено ребенком, при этом не следует требовать ответов, спрашивать, что запомнил

• Нельзя требовать от детей дисциплины и самоконтроля, лучше сажать ребенка за парту одного

• Если ребенок «выключился», то его не надо трогать

• Для закрепления материала - на уроке должен варьироваться один и тот же алгоритм или тип задания

• Развитие самостоятельности пока отложить – деятельность продумывается и организуется взрослым – четкая последовательность конкретных операций

• Необходима специальная внешняя фиксация промежуточных ответов

• Избегать перегруженности ребенка (дополнительные занятия, задания, информация и т. д.)

• Соблюдение здорового образа жизни

• Развивать речь и мышление, а не память и внимание

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Выступление на конференции для родителей «Охрана жизни и укрепление психического здоровья часто болеющих детей» Цель: представить систему работы в дошкольном образовательном учреждении по данному направлению. Оборудование: мультимедийное оборудование,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 08:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....