Презентация опыта на региональном конкурсе «Воспитатель года-2012»

Анна Ананьева
Презентация опыта на региональном конкурсе «Воспитатель года-2012»

Представляю Вашему вниманию свое выступление (квадратиками отмечены смены слайдов) Время ограничено - 8-9 минут.

Добрый день! Меня зовут Ананьева Анна Владимировна. Я – музыкальный руководитель МБДОУ №39 «Юбилейный». Детство – это прежде всего игра. Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия. Она помогает ребенку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в ее звуковом мире, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности. Игра – это великий учитель и педагог всех детей. Но умеют ли наши дети играть? Выражать свое творчество в игре? В современном обществе все чаще обсуждается проблема становления творческой личности, совершенствования его духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитии интеллекта, не замечают, как теряется, становится второстепенной его эмоциональная сущность. В связи с вышесказанным актуальным является поиск новых форм, средств, методов развития игрового творчества.

Многие дошкольники, ловко обращаясь с компьютером, не умеют при этом искренне радоваться и восхищаться, фантазировать. Также у детей несформированы двигательные навыки, они не умеют импровизировать под музыку. Наблюдается нехватка творческой выдумки. Дети не умеют адекватно реагировать на музыку, импровизировать в инсценировках. Исходя из вышесказанных причин,

Тема, представленного мною инновационного педагогического опыта звучит так: Развитие игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.

Цель - Способствовать развитию творческой активности детей 5-7 лет в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности. В связи с поставленной целью, я определила ряд задач

Совершенствовать умения импровизировать под музыку соответствующего характера

Закреплять умения придумывать движения, отражающие содержание песен

Формировать музыкальные способности

Содействовать проявлению активности и самостоятельности

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок

Первоначальные творческие проявления у детей являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Что же такое творчество? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремленности, наблюдательности. Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Выдающийся музыкальный педагог Анна Даниловна Артоболевская в своей книге «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой. Именно движение помогает ребенку полнее и глубже понять музыкальное произведение. Иначе, как изобразить, оживить растущий цветок, мерцание звезд?

Одним из перспективных направлений развития игрового творчества является ритмопластика, своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. Музыкальный означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом, ритмический – значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с задуманным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у ребенка тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции, чувства, мышления, речь, творческие способности, воображение, музыкальные способности, координация движений. В основе феномена ритмопластики лежат с одной стороны простые, а с другой стороны исключительно разнообразные движения. Через движение под музыку детьми разыгрываются разнообразные эмоциональные состояния, образы, сценки, сюжеты. Игровые упражнения служат копилкой эмоционально-двигательного опыта детей

Для развития детского игрового творчества Мною разработана и активно применяется система занятий по разделам:

Образные упражнения

Игровой образ

Слушаем и фантазируем

Танцевально-игровые композиции

В разделе Образные упражнения дети осваивают разнообразные виды движений. Постепенно развивается умение самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения в играх, танцевально-игровых композициях.

Игровой образ. Содержание раздела помогает оживить игровые персонажи, игрушку, животное, растение.

Слушаем и фантазируем. Основной задачей раздела является подведение детей к творчеству, умение выражать свои чувства.

Танцевально-игровые композиции позволяют решать задачу формирования умения импровизировать под музыку.

Хотелось бы остановиться на практических приемах, используемых в образовательной деятельности:

Пантомимические загадки: после прослушивания характерного музыкального произведения в движении создать свой образ, продемонстрировать его зрителям, которые попытаются назвать изображаемого персонажа (С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»)

Немое кино: После разбора музыкального произведения попытаться под музыку движениями выразительно рассказать, передать содержание произведения, как в немом кино (К. Сен-Санс «Куры и петухи»)

Изображение характера, настроения музыкального произведения с помощью мимики и жестов (Э. Григ «Ручеек»)

Создание двигательных импровизаций на музыкальные произведения, контрастные по характеру (Г. Свиридов «Весна и Осень»)

Создание двигательных импровизаций на разнохарактерные музыкальные произведения с одинаковым названием (А. Лядов «Баба Яга» и М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба Яга»)

Прием спонтанного отклика на звучащую музыку. Без предварительного прослушивания попытаться просто двигаться под музыку (Ф. Шопен «Вальс»)

Все это поможет воспитать в ребенке творческую личность, яркую, смелую и раскрепощенную. Ведь, по словам Л. С. Выготского, «. создание творческой личности, устремленной в будущее подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем»

Но обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Подобранная мною фонотека активизирует фантазию ребенка, направляет ее, побуждает к творчеству.

В процессе обучения я использую несколько методов.

Выразительный показ движений задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.

Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения, побуждать к поиску дополнительных, выразительных средств.

Вы, наверняка, согласитесь со мной, что такие разделы в музыкальной деятельности как Слушание, пение предполагают наглядность и игру, и только музыкально-ритмические движения выпадают из этого ряда. А ведь для того, чтобы дети получали навыки музыкально-ритмических движений в игре и видели результаты своих достижений в игровом творчестве, необходимо использовать игровые приемы. Чтобы войдя в атмосферу игры, ребятам захотелось остаться в ней, необходимо мотивировать любое музыкально-ритмическое движение игровой ситуацией. Для этого я использую различные атрибуты,

иллюстрации, сопровождаемые текстом,

Наглядные пособия

Таким образом, принцип игрового обучения успешно нашел свое применение и в этом виде музыкальной деятельности.

Сотрудничество с воспитателями и родителями направлено на приобщение к проблеме детского игрового творчества. Все это осуществляется в разнообразных формах. Также активно используется привлечение родителей в совместную организацию музыкальных досугов.

Музыкально-игровое творчество активно развивается и применяется в непосредственно образовательной деятельности по музыке, вечерах досуга, праздниках и развлечениях, самостоятельной игровой деятельности.

Результат моей работы: дети умеют:

Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;

Передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

Инсценировать игровые песни;

Придумывать варианты образных движений в играх и хороводах

Также значительно улучшились диагностические показатели по всем видам музыкальной деятельности. Результаты подтверждают правильность выбранных мною методов, приемов и средств для решения основных задач по развитию музыкально-игрового творчества.

В конце своего выступления хотелось бы процитировать знаменитое выражение австрийского писателя Стефана Цвейга:«Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание»

Спасибо за внимание

А вот фото с конкурса

Презентация опыта на региональном конкурсе «Воспитатель года-2012»

Прикладываю презентацию (основные слайды)

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Осень
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Презентация опыта на региональном конкурсе «Воспитатель года-2012»
Опубликовано: 7 августа 2013 в 15:24
+94
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...