Презентация опыта работы «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников»

Наталья Мяготина
Презентация опыта работы «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников»

Представление опыта

Сказка про царя Мудреца, правителя страны Детства.

Сказочница На огромнейшем пространстве

Да в Российском государстве

Жил –был царь Мудрец,

Для детей был, как отец.

Правил он страною Детства,

Озабочен был, конечно.

Как под солнечным сияньем

Живут детки – россияне.

Все ли дети любят труд?

Всель здоровыми растут

Всель воспитаны, умны,

Жизнерадостны ль они?

Сказочница Вызывает он Министра

На вопросы ждет ответ

Царь Позовите мне Минристра,

Доложите быстро, быстро!

Я решу, как дальше быть!

Вам анализ доложу

И всю правду расскажу.

В нашем царстве все в порядке!

Мы задачки выполняем

И детишек развиваем

Все на уровне у нас,

Все здоровы и умны

И культурны и стройны

И со спортом мы дружны

Сказочница У царя еще вопрос

Царь А знают ли они фольклор:

Сказки, присказки, потешки,

Как умеют говорить?

Вот о чем желаю знать,

Кто мне может рассказать?

Министр Разрешите к вам сюда

Педагога пригласить

Обо всем вам доложить

Выходит царь

Царь (кивает) Как зовут?

Наталья Вячеславовна – Я могу ответ вам дать, о своем опыте рассказать.

Царь Что ж послушаю я вас.

Тема моего опыта «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В конце 20 в. в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами разных форм фольклора имеет особую значимость.

«Не условным звукам только учится ребенок изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающим его людей, с обществом, среди которого он живет с его историей, стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один эстетик; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»

Фольклор- незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Устное народное творчество нужно нам для:

_ развития просодической стороны речи (дыхание, темпы, ритм, тембр, интонационная выразительность);

_ автоматизация звуков;

- развития связной речи;

-развития фонематического слуха (звуковой анализ, дифференциация звуков);

-развития умения играть;

-развития юмора и воображения;

-усвоения нравственных заповедей;

-воспитания любви к народному творчеству, формирования умения воспринимать фольклорные тексты, слушать и слышать силу народного слова.

Из всего вышесказанного сформировала для себя гипотезу, цель и задачи, проекта, в форме которого велась работа по намеченной теме:

Слайд №4 (гипотеза, цели со страницы с опытом)

Н. В. В работе с детьми использую следующие формы русского фольклора

Слайд №5

Пословицы и поговорки - в логопедической работе лучше использовать при развитии связной речи после работы с рассказом, сказкой.

Скороговорки – упражнения в скором и чистом произношении, тренировке голосового аппарата, развитии фонематического слуха.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи

Чистоговорки развивают, совершенствуют речевой слух дыхание

Прибаутки – лучший способ развития координации движения, мелкой моторики

Сказка формирует языковую культуру личности, связную, образную речь.

Перевертыши, колыбельные, считалки формируют образность речи, фонематическое восприятие, лексическую сторону речи.

Царь: «С чего начали работу»?

Н. В. «Развивающую среду создавать»

Слайд №6 (фотографии развивающей среды)

Разные формы устного народного творчества использую в следующих формах и видах деятельности с детьми.

Слайд №7 (фото с детьми)

Царь: А преемственность с семьей?

Н. В. Наша помощь и советы для родителей важны, помогать мы им должны

Слайд №8 (работа с родителями)

Вместе с родителями собрали библиотеку книг русского народного творчества, оформили альбомы, театральный уголок, осуществили проектирование «Мои любимые сказки», «Пословицы и поговорки», вниманию родителей были предложены консультации и папки – раскладушки, проведено родительское собрание на тему «Играем пальчиками», развлечение «День рождения Рябинки в кофе «Осень».

Чтобы коррекционная работа интересной, живой, высокоэффективной, чтобы укрепить ниточки, которые называют связью поколений, чтобы воспитывать интерес, уважение, любовь к живому слову, русскому слову, Царь Мудрец, что мы можем и должны использовать устное народное творчество.

Царь: «Я согласен, ну а есть у вас контроль»?

Н. В. Да конечно, как не быть, контроль интересный, игровой, подгрупповой. Его я провожу при помощи составленного мною сборника диагностических и групповых заданий. Дети не подозревают об оценки их знаний.

Слайд №9 (фото сборников)

Диагностика показала эффективность использования в работе по коррекции речевых нарушений устное народное творчество

Слайд № 10 (таблица с результатами диагностики)

Таким образом, произведения устного народного творчества развивают у детей речь, мышление, память, воображение и имеют огромное воспитательное значение и познавательное значение.

Сказочница: Выслушав все Царь Мудрец, подытожил

Царь: Опыт к сведенью принять

И в практику внедрять.

Это все на пользу трону моему,

Ведь будет в царстве подрастать

Поколение подстать,

Умное и крепкое,

Образованные чада, все воспитаны как надо.

И не надо беспокоиться напрасно

Мне за будущее царство

Тут и сказочки конец

Кто все слушал молодец.

Публикации по теме:

Презентация работы кружка «Творим, выдумываем, сочиняем» Презентация работы кружка "Творим, выдумываем, сочиняем"Недавно,в своем блоге, я знакомила с программой кружка "Творим, выдумываем, сочиняем".

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Презентация опыта работы «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 12:21
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...