Презентация опыта работы «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников»

Наталья Мяготина
Презентация опыта работы «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников»

Представление опыта

Сказка про царя Мудреца, правителя страны Детства.

Сказочница На огромнейшем пространстве

Да в Российском государстве

Жил –был царь Мудрец,

Для детей был, как отец.

Правил он страною Детства,

Озабочен был, конечно.

Как под солнечным сияньем

Живут детки – россияне.

Все ли дети любят труд?

Всель здоровыми растут

Всель воспитаны, умны,

Жизнерадостны ль они?

Сказочница Вызывает он Министра

На вопросы ждет ответ

Царь Позовите мне Минристра,

Доложите быстро, быстро!

Я решу, как дальше быть!

Вам анализ доложу

И всю правду расскажу.

В нашем царстве все в порядке!

Мы задачки выполняем

И детишек развиваем

Все на уровне у нас,

Все здоровы и умны

И культурны и стройны

И со спортом мы дружны

Сказочница У царя еще вопрос

Царь А знают ли они фольклор:

Сказки, присказки, потешки,

Как умеют говорить?

Вот о чем желаю знать,

Кто мне может рассказать?

Министр Разрешите к вам сюда

Педагога пригласить

Обо всем вам доложить

Выходит царь

Царь (кивает) Как зовут?

Наталья Вячеславовна – Я могу ответ вам дать, о своем опыте рассказать.

Царь Что ж послушаю я вас.

Тема моего опыта «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В конце 20 в. в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами разных форм фольклора имеет особую значимость.

«Не условным звукам только учится ребенок изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающим его людей, с обществом, среди которого он живет с его историей, стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один эстетик; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»

Фольклор- незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Устное народное творчество нужно нам для:

_ развития просодической стороны речи (дыхание, темпы, ритм, тембр, интонационная выразительность);

_ автоматизация звуков;

- развития связной речи;

-развития фонематического слуха (звуковой анализ, дифференциация звуков);

-развития умения играть;

-развития юмора и воображения;

-усвоения нравственных заповедей;

-воспитания любви к народному творчеству, формирования умения воспринимать фольклорные тексты, слушать и слышать силу народного слова.

Из всего вышесказанного сформировала для себя гипотезу, цель и задачи, проекта, в форме которого велась работа по намеченной теме:

Слайд №4 (гипотеза, цели со страницы с опытом)

Н. В. В работе с детьми использую следующие формы русского фольклора

Слайд №5

Пословицы и поговорки - в логопедической работе лучше использовать при развитии связной речи после работы с рассказом, сказкой.

Скороговорки – упражнения в скором и чистом произношении, тренировке голосового аппарата, развитии фонематического слуха.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи

Чистоговорки развивают, совершенствуют речевой слух дыхание

Прибаутки – лучший способ развития координации движения, мелкой моторики

Сказка формирует языковую культуру личности, связную, образную речь.

Перевертыши, колыбельные, считалки формируют образность речи, фонематическое восприятие, лексическую сторону речи.

Царь: «С чего начали работу»?

Н. В. «Развивающую среду создавать»

Слайд №6 (фотографии развивающей среды)

Разные формы устного народного творчества использую в следующих формах и видах деятельности с детьми.

Слайд №7 (фото с детьми)

Царь: А преемственность с семьей?

Н. В. Наша помощь и советы для родителей важны, помогать мы им должны

Слайд №8 (работа с родителями)

Вместе с родителями собрали библиотеку книг русского народного творчества, оформили альбомы, театральный уголок, осуществили проектирование «Мои любимые сказки», «Пословицы и поговорки», вниманию родителей были предложены консультации и папки – раскладушки, проведено родительское собрание на тему «Играем пальчиками», развлечение «День рождения Рябинки в кофе «Осень».

Чтобы коррекционная работа интересной, живой, высокоэффективной, чтобы укрепить ниточки, которые называют связью поколений, чтобы воспитывать интерес, уважение, любовь к живому слову, русскому слову, Царь Мудрец, что мы можем и должны использовать устное народное творчество.

Царь: «Я согласен, ну а есть у вас контроль»?

Н. В. Да конечно, как не быть, контроль интересный, игровой, подгрупповой. Его я провожу при помощи составленного мною сборника диагностических и групповых заданий. Дети не подозревают об оценки их знаний.

Слайд №9 (фото сборников)

Диагностика показала эффективность использования в работе по коррекции речевых нарушений устное народное творчество

Слайд № 10 (таблица с результатами диагностики)

Таким образом, произведения устного народного творчества развивают у детей речь, мышление, память, воображение и имеют огромное воспитательное значение и познавательное значение.

Сказочница: Выслушав все Царь Мудрец, подытожил

Царь: Опыт к сведенью принять

И в практику внедрять.

Это все на пользу трону моему,

Ведь будет в царстве подрастать

Поколение подстать,

Умное и крепкое,

Образованные чада, все воспитаны как надо.

И не надо беспокоиться напрасно

Мне за будущее царство

Тут и сказочки конец

Кто все слушал молодец.

Публикации по теме:

Презентация работы кружка «Творим, выдумываем, сочиняем» Презентация работы кружка "Творим, выдумываем, сочиняем"Недавно,в своем блоге, я знакомила с программой кружка "Творим, выдумываем, сочиняем".

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Презентация опыта работы «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 12:21
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...