Папки-передвижки

Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

Наталья Кастерина
Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

Уважаемые коллеги здравствуйте!

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

и дети перестали бы походить на родителей,

и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

Публикация «Опыт работы „Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей“» размещена в разделах

А. Синявского (“Голос из Хора”)

На современном этапе, в связи с новыми требованиями, выделен один из стратегических ориентиров в развитии системы образования. Заключается он в том, что она должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. А современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

Дошкольный возраст – начальный этап становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения культурой своего народа. А впечатления полученные в детстве запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека и к жизни, и к Родине.

Поэтому очень важно чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть. То каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Восемь лет, работая по этой теме обозначив всю значимость куклы, как средства развития ребенка дошкольника выбрала для себя это направление. Работая в данном направлении, разработала и апробировала ряд проектов по народной кукле для дошкольников, их родителей и педагогов ДОУ. Неоднократно проводила педсоветы, мастер-классы и консультации для педагогов раскрывая значение народной куклы в патриотическом и творческом развитии дошкольников.

Давая открытые уроки, на уровне детского сада, участвуя в конкурсах по данному направлению поняла о необходимости создания кружка дополнительного образования детей «Василинка». И вот уже два года являюсь руководителем кружка для детей подготовительной группы. Разработала программу кружка «Народная кукла», которая предполагает изучение истории народной куклы, традиции и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25-30 минут, продуктом детской деятельности выступает самостоятельно созданные куклы, выставки, импровизированные спектакли с куклами. В данном направлении консультируя и проводя мастер-классы для родителей, получила предложение о создании мини-музея народной куклы в группе. В итоге силами родителей был создан мини-музей «Куклы наших бабушек». Мини-музей кукол подразделяется на обрядовые, обереговые и игровые куклы. Все куклы были созданы руками родителей.

Результатом проделанной работы считаю высокий творческий потенциал, разностороннее знание и народных ценностей, традиций, об истоках народной культуры. Дети, приходя ко мне на занятия не умея работать с тканью, легко и без проблем начинают скручивать, складывать, отрезать нужного размера лоскуток, подбирать ткань по цвету. Занимаясь в кружке «Василинка» дети запоминают о значении цвета в кукле (красный – от болезни, значение рисунка и узора в наряде.

Играя с изготовленной куклой разговаривая с ней, баюкая ее, у детей так же развивается речь. Значение народной куклы в развитии ребенка очень велико, в чём мы ежедневно убеждаемся.

Так проведя экспериментальное исследование на констатирующем эксперименте были получены такие данные: к высокому уровню отнесено 18%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности.

К среднему уровню было отнесено 27% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, на некоторые вопросы дети затруднились ответить или отвечали неуверенно, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли.

К низкому уровню отнесено 45% детей. Эти дети отвечали лишь на несколько вопросов (3-4). Ответы были не по существу. Дети, отнесённые к этому уровню, не проявляли интереса к предметам быта. В процессе игровой деятельности с историческим сюжетом эти дети малоактивны.

С целью определения отношения педагогов к изучаемой нами проблеме и изучения характера трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в этой области воспитания, мы провели анкетирование среди воспитателей.

Полученные данные говорят о том, что хотя педагоги осознают значимость ознакомления с историческим прошлым русского народа, работа по отбору материала, его накоплению и оформлению ведётся недостаточная.

На следующий вопрос педагоги ограничились лишь поверхностными ответами. В качестве исторических событий, с которыми следует знакомить детей, были названы: Великая Отечественная война, знакомство с родным городом; хотя круг исторических событий гораздо более широк, нежели те, которые были названы педагогами

Как свидетельствуют данные проведённого исследования, представления дошкольников об историческом прошлом России отличаются неточностью, отсутствием глубины. Большинство родителей и воспитателей осознают важность ознакомления детей с историческим прошлым России, но сами этими знаниями владеют не в полном объёме, что затрудняет работу с детьми.

Таким образом, можно предположить, что решению данной проблемы может способствовать разработанная система занятий по народным куклам, предусматривающая ознакомление с прошлым нашего государства, дидактические игры, развлечения и другие формы работы, предполагающие уточнение, углубление и расширения знаний детей.

На этапе контрольного эксперимента была проведена та же работа с детьми, что и на этапе констатирующего эксперимента.

В результате обработки анкет, опросов, анализа продуктов детской деятельности, нами было отмечено увеличение детей с высоким уровнем сформированности представлений об историческом прошлом народа, развития творческих способностей детей.

К высокому уровню отнесено 68%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности. Самостоятельно, без помощи взрослого изготавливали предложенные куклы, подбирая необходимый материал и обосновывая свой выбор.

К среднему уровню было отнесено 32% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли. Изготавливают куклы самостоятельно, но затрудняются в выборе цветовой гаммы, не могут ответить на вопрос о символическом изображении узоров на одежде куклы.

Детей с низким уровнем не было выявлено.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В. Высоцкого:

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящим

Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды.

Публикации по теме:

Итоги работы над проектом «Музей тряпичной народной куклы в детском саду»Итоги работы над проектом «Музей тряпичной народной куклы в детском саду» Любимые игрушки? У моих воспитанников это те, которые они сделали своими руками. В результате работы над проектом «Музей тряпичной народной.

Конспект занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Пеленашка»Конспект занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Пеленашка» Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми 3- 4 лет. Тема: «Изготовление народной тряпичной куклы «Пеленашка».

Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы Ладушки»Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы Ладушки» Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Задачи: 1. Формировать интерес.

Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы для детей и родителей в старшей группе «Что за прелесть эти куклы!»Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы для детей и родителей в старшей группе «Что за прелесть эти куклы!» «Что за прелесть, эти куклы!» Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы. Задачи: Образовательные:.

Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы» для старшей группыМастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы» для старшей группы Народных кукол делали из разных материалов: из травы, соломы, лыка, веточек, палочек, и, конечно же, из лоскутков старой ношеной одежды.

«Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы». Занятие в подготовительной группе Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Задачи: 1. Формировать.

Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка Гармоничность музыкально-эстетического.

Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы) «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы) В последнее время в нашем обществе наметилась тенденция возрастанию интереса к национальному, исконно русскому наследию и богатству. Одним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 06:17
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД