Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»

Светлана Михеева
Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №28 «Петушок»

Подольского района Московской области

Сообщение

на районном методическом объединении воспитателей

«Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»

Подготовила старший воспитатель

МДОУ №28 «Петушок»

Михеева С. В.

Подольский район,2012

Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, студентов. Ведь «математика всегда… остается для детей, учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (ФГТ) заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы работы.

Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом (целью) такого образования является формирование у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.

Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.

Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. Кроме того, согласно ФГТ программа должна строится на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

В рамках образовательной области «познание» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

Интеграция математического развития может осуществляться через следующие образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, труд, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.

Поэтому в начале этого учебного года, анализируя свою работу мы пришли к выводу, что интегрированные занятия это не нововведение а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГТ понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ. Это отразилось и на календарном и перспективном планировании, ведь теперь математика проникла и в различные образовательные области.

Работа в детском саду ведется по «Программе воспитания и обучения в детском саду»/под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

с использованием пособия Л. С. Метлиной «Математика в детском саду». На основе данной методической литературы составлена рабочая программа. Материал Л. С. Метлиной имеет четкую структуру и последовательность, однако связь с другими видами деятельности детей практически отсутствует. Математика выступает самостоятельным разделом, обособленным от всех других. И мы решили существующие конспекты дополнить вкраплениями из других видов деятельности, например, художественными произведениями, музыкально-ритмическими движениями и др.

В свою очередь уголки математического развития детей пополнились материалами, отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей.

С этого учебного года начата работа по внедрению комплексно-тематического планирования и интеграции видов детской деятельности.

Вначале было необходимо определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения; проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна; начать использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики); Проанализировать методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);обязательный учет содержания базовой программы детского сада; скорректировать планирование, так как теперь требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определения оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. Все эти аспекты очень важны и для внедрения этой системы в работу требуется не один год. А так как группа выпускная, и начиналась работа по традиционным методам, мы решили не ломать систему, а видоизменить ее. Ведь одним из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ. Но сейчас на данном этапе интегрированные занятия имеют единичные вкрапления, так как помимо планирования интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется им личность многогранная и увлеченная.

Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получит все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

Для осуществления работы по данному направлению мы начали с изучения методической литературы, касающейся интеграции вообще и в математике в частности. Изучив такие пособия как:

-Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада», Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой», Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ», Н. А. Арапова Пискарева «Формирование математических представлений в детском саду», Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Е. В. Колесникова «Обучение решению арифметических задач» методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками «Формирование графических навыков и временных представлений» составитель В. В. Москаленко, Слепцова И. Ф., Абрамова Л. В., Цветкова Е. В. «Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений мы начали работу по внедрению интегрированных занятий в работу ДОУ.

Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, мы предлагая детям различные упражнения, учитываем нет только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы»).

Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы мы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй». Здесь мы встретились с затруднениями в начале этого учебного года, когда пришли новые дети. Группа активно и правильно умела рассчитываться, а новые дети тормозили выполнение этого задания (Даша, Аня К.). Девочки обе домашние и мы использовали индивидуальные формы работы в группе, отдельно ото всех детей, так как и сами девочки начали комплексовать и теряться.

Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Образовательная область коммуникация прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики соответственно будет очень сложно выразить даже и количествено правильный ответ.

Данная образовательная область неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

В своей работе мы стали широко использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки.

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере, даже самые трудные дети (Даша, Рома Л., Эдик П.) нашли эти соответствия. Еще именно на этом произведении мы начали моделировать, эта условность доступна не всем детям, но мы будем продолжать работу в этом направлении.

Но просто читать сказки, этого мало для математики. И мы решили попробовать сочинять математические сказки сами. Ведь там, где есть место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений мы предлагаем детям поиграть в сказку, стать ее непосредственным участником, используя прием «вхождения» в сказку, в этот удивительный волшебный мир.

Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, мы используем и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.

Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, также, дети выполняя задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Мы путешествуем или по определенной сказке, или по заданной теме, либо сказка служит местом «развертывания сюжета деятельности детей. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагаются различные математические задания. (Реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на волшебном дереве; вставь пропущенное число в код, прыгай по листочкам по порядку)

Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками, в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки.

В нашей работе игровая деятельность стоит на первом месте и, кроме игровых путешествий, мы используем различные виды игровой детской деятельности. Для нашей группы в этом выпускном году этот метод оказался наиболее действенным, потому что к нашей группе присоединились некоторые дети только в сентябре (Даша, Рома Л., Аня К., Эдик П.). Возраст этих детей соответствует нашей группе, а вот уровень в начале года оставлял желать лучшего. Некоторые из них оказались детьми домашними, и для них многие садовские правила были новы и не понятны, Эдик П. ребенок практически не говорящий по-русски. Здесь нам и помогали игры. Ведь игра – это универсальный язык для всех детей. Ведь в игре нет оценки, нет строгой установки, а есть ИГРА.

Мы использовали не только настольно-печатные игры, но и словесные, такие как «Летает не летает», «наоборот», «Назови число на один меньше (больше)», «Что далеко, что близко».

Таким способом, мы уточняли и закрепляли знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Также в своей работе мы пробовали использовать творческие игровые задания, которые можно применять не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободное время. Например, «Где живет?» (где живет цифра три в днях недели, месяцах года, номерах домов, «Число как тебя зовут?» (ребенку предлагается изобразить жестами какое либо число, остальные должны отгадать, «Волшебные очки» (представь, что ты одел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате круглое, «Учимся измерять» (чем лучше измерить муравья, дерево, дом, рост человека, удава).

Разнообразные проблемные ситуации создаются и на базе ТРИЗ. Это тоже не новинка и применение ТРИЗа в математике тоже возможно. Они дают возможность ребенку мысленно манипулировать и экспериментировать с временными категориями6 измерять течение времени или останавливать его, менять местами временные отрезки, переноситься в другое время. Технология создания проблемных ситуаций строится на основе использования маловероятных условий или сказочных образов «Зеркало времени», «Машина времени», «Волшебный экран» (в замке красавицы время остановилось, часы стоят мы оказываемся в этом остановившемся времени, не в прошлом не настоящем, а где-то между).

Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» -поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - цифры человечки.) Этот вид детской деятельности мы только пробуем использовать для решения задач математики, например в нашем будущем проекте «Цифры вокруг нас»

Век компьютеризации смело шагает пот стране, мы решили не отставать и стараемся внедрять новые технологии и в свою работу. Пока это только вкрапления, и использование мультимедийного оборудования как наглядного материла для детей. Ведь этот волшебный экран можно превратить в пульт управления космического корабля или машины времени. А может перенести нас на много лет назад или вперед, можно превратиться в героев сказки или мультфильма, которые помогают нам в создании мотивации, постановке целей, или служат сюрпризным моментом. Но открывая двери в сказочную страну, мы даем детям не только математические знания, здесь дети учатся доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности. (отношения мальчиков к девочкам, отношение к взрослым и пожилым людям). Это и является методом решения задач образовательной области социализация.

Все эти задачи хорошо объединяются в досуговой деятельности детей в детском саду. Интеграцию задач математического развития мы осуществляли с помощью досугов на протяжении всего учебного года, таких как «Страна необыкновенных игр» (физкультурный досуг, «В гости к бабушке Загадушке» (познавательный досуг, «Знаешь ли ты сказки?» (познавательный досуг) математический праздник «В стане чудес», «Музыка П. И. Чайковского» (музыкальный досуг). Здесь дети в игровой форме, могли использовать свои знания математики, причем без оценки взрослых, а именно на соревновательном мотиве.

Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями группы. Мы стараемся использовать разнообразные формы работы с родителями. И здесь мы стараемся, чтобы интеграция проникла и в это направление работы ДОУ.

В своей практике мы используем разнообразные формы работы с родителями, как традиционные - это родительские собрания, индивидуальные и общие консультации, наглядная информация (тематические стенды, консультации) общего характера и специалистов ДОУ. Во время консультаций мы старались донести до родителей нужную информацию, а именно что математическое развитие детей может осуществляться не только на специально организованных занятиях, а на протяжении всего дня утром во время одевания, по пути в детский сад, на прогулке вечером, дома за обычными домашними делами. Например, дома можно считать и сравнивать игрушки, продукты питания, одежду, мебель. На прогулке – можно считать встречные предметы, легковые или грузовые машины, этажи домов, ширину дороги. Все это мы предлагали родителям на консультациях «Математика перед школой», «Математика вокруг нас». «Пластилиновые цифры» и другие.

В этом году мы начали использовать такую форму работы как проектная деятельность. Сейчас проходит подготовительный этап проекта «Цифры вокруг нас», в ходе которого дети узнают о происхождении цифр, выполнят творческие работы и завершится проект выставкой совместных работ детей и родителей. Это направление работы новая форма, но даже после проведения одного проекта «Поселок Быково» мы увидели его преимущество, особенно в работе с родителями. И сейчас готовим новый. На родительском собрании мы планируем провести семинар-практикум «Математика перед школой».

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи. Мы попробовали объединить такие области как познание, социализацию, музыку, физическую культуру, здоровье, игру.

Работа педагога неразрывно связана с общением с коллегами, обменом опытом, повышением своей квалификации. Свой опыт мы представили на семинаре «Интегрированные занятия в детском саду», где изложили успехи и проблемы, с которыми могут столкнуться воспитатели именно в подготовительной группе, перед школой. Особенно актуальной эта информация стала для воспитателей старшей группы.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Поэтому коллектив нашего ДОУ и я находимся в процессе разработки системы интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ. Сейчас это пока ещё отдельные вкрапления.

В перспективе мы планируем использование экскурсий математической направленности. Цель организации этого вида детской деятельности:

-ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой, величиной реальных объектов);

- количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т. е. в окружающем ребенка пространстве;

-с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года.

Список использованной литературы

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд. ,испр и доп. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Е. В. Колесникова «Обучение решению арифметических задач» методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками, М.: Творческий центр СФЕРА, 2011

5. Абрамова Л. В., Цветкова Е. В. «Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2011

6. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой», Творческий центр Москва, 2011.

7. Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Анализ программ дошкольного образования, М.: Творческий центр СФЕРА, 2009

Публикации по теме:

Организация и проведение интегрированных занятий в детском садуОрганизация и проведение интегрированных занятий в детском саду Согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) программа должна строиться на основе.

Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ»Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ» 25 сентября в нашем саду состоялся семинар для старших воспитателей Орехово - Зуевского района Московской области. На нём я представила.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»
Опубликовано: 29 октября 2012 в 16:43
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...