Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Виктория Медведева
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младшем и среднем возрасте использовать надо только цветные картинки, так как у детей в памяти есть отдельные образы, например: лиса –рыжая, елочка –зеленая, солнышко –желтое.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, действий. Главное, все нарисованное должно быть понятно детям.

Мнемотаблицы я использую на всех занятиях для:

- обогащения словарного запаса

- обучению составлению рассказов

- пересказа художественной литературы

- отгадывания загадок

- заучивания стихов

Мнемотаблицы используются для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, установить последовательность изложения.

Так же мнемотаблицы и мнемодорожки можно использовать при обозначении последовательности (алгоритмов) каких-либо действий например: последовательность одевания, мытья рук и т. д.

При систематизации знаний времен года используются схемы, которые вполне можно рисовать вместе с детьми. Данные схемы служат для детей своеобразным зрительным планом для:

- выстраивания рассказа

- последовательности действий

В своей работе я так же использую мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Это облегчает и ускоряет процесс запоминания текстов. При этом виде деятельности включается не только слуховая, но и зрительная память. Дети легко запоминают картинку, а затем воспроизводят слова.

Даже при разучивании стихотворений к праздникам, мы сначала вместе проговариваем с детьми стихотворение, рассказываем его по мнемотаблице, затем я вывешиваю мнемотаблицу на мольберт, и дети могут в течении дня подходить и самостоятельно повторять стихотворение. Конечно, это только на начальном этапе разучивания, потом я убираю мнемотаюлицу и дети повторяют уже стихотворение самостоятельно по памяти.

При ознакомлении с художественной литературой я тоже использую мнемотаблицы. Вместе с детьми мы рассматриваем иллюстрации и выстраиваем последовательность, что в последствии помогает детям самостоятельно пересказывать текст. Это делает процесс усвоения интереснее и дети с удовольствием пересказывают текст.

На своих занятиях я так же использую тактильные дощечки.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основы работы с тактильными дощечками –развитие тактильной памяти.

Этапы работы с тактильными дощечками:

Для начала мы знакомились с дощечками, обследовали их, находили дощечки по описанию, описывали заданную дощечку.

Затем соотносили поверхности дощечек с определенными предметами, животными (мягкая как кошечка, колючая как ежик).

И только потом мы приступали к игровой деятельности с помощью тактильных дощечек.

Я использую такие приемы работы с дощечками как:

Разложи дощечки по степени гладкости, найди добрую дощечку, грустную, злую. Какая дощечка тебе нравится больше, какая не нравится, почему?

Так же можно использовать следующие игры:

1. Разложи дощечки вряд по порядку. (предложить ребенку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки, он должен запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ему надо попробовать разложить дощечки в прежнем порядке.

2. Что напоминает поверхность?

3. Составление сказки.

4. Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему.

Известно, что совершенствование мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.

Поэтому я решила возможным применять эту методику в своей работе, а именно, посредством развития тактильных ощущений сформировать воображение у детей, мышление, внимание, память, связную речь и умение пересказывать.

В заключении я хочу сказать:

Мнемотехника многофункциональна. На основе схем можно создавать разнообразные дидактические игры («что лишнее?», «что изменилось?» «кто спрятался»). Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщенный образ предмета

- раскрывать существенное в объекте

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Следует помнить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это –прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, внимание, наблюдательность и интерес.

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц при разучивании стихов.Использование мнемотаблиц при разучивании стихов. Ребенка окружает мир людей и их взаимоотношений, он и сам частица этого мира. Его окружает мир предметов и явлений. Речь тоже явление. Это.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возрастаМнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Домашние животные
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 16:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению старинной игрушки «Конь» из рогоза
На Руси исстари крестьяне очень уважительно относились к лошадям, как незаменимым помощника в своём нелёгком труде. Существует много пословиц,...
Детский мастер-класс по изготовлению многослойной аппликации «Пожарная машина»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс по выполнению картины способом многослойная аппликация. Выполненные...
Родительское собрание «Первое знакомство»
В этом году, выпустив подготовительную группу в школу, мы набирали малышей трехлеток. В связи с чем наше первое собрание так и называлось "Первое...
Сценарий сказочного каламбура «Приключения Колобка в лесу» для старшей группы
Действующие лица: Дед Баба Курочка Ряба Колобок Пес Бобры Белки Ёж Лиса Сорока. Рассказчик. Жили, были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Дед дрова...
Доклад «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Что такое адаптация? Самое простое определение термина «адаптация» будет звучать как «приспособление ради выживания» Человек достиг вершины эволюции...