Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Виктория Медведева
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младшем и среднем возрасте использовать надо только цветные картинки, так как у детей в памяти есть отдельные образы, например: лиса –рыжая, елочка –зеленая, солнышко –желтое.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, действий. Главное, все нарисованное должно быть понятно детям.

Мнемотаблицы я использую на всех занятиях для:

- обогащения словарного запаса

- обучению составлению рассказов

- пересказа художественной литературы

- отгадывания загадок

- заучивания стихов

Мнемотаблицы используются для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, установить последовательность изложения.

Так же мнемотаблицы и мнемодорожки можно использовать при обозначении последовательности (алгоритмов) каких-либо действий например: последовательность одевания, мытья рук и т. д.

При систематизации знаний времен года используются схемы, которые вполне можно рисовать вместе с детьми. Данные схемы служат для детей своеобразным зрительным планом для:

- выстраивания рассказа

- последовательности действий

В своей работе я так же использую мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Это облегчает и ускоряет процесс запоминания текстов. При этом виде деятельности включается не только слуховая, но и зрительная память. Дети легко запоминают картинку, а затем воспроизводят слова.

Даже при разучивании стихотворений к праздникам, мы сначала вместе проговариваем с детьми стихотворение, рассказываем его по мнемотаблице, затем я вывешиваю мнемотаблицу на мольберт, и дети могут в течении дня подходить и самостоятельно повторять стихотворение. Конечно, это только на начальном этапе разучивания, потом я убираю мнемотаюлицу и дети повторяют уже стихотворение самостоятельно по памяти.

При ознакомлении с художественной литературой я тоже использую мнемотаблицы. Вместе с детьми мы рассматриваем иллюстрации и выстраиваем последовательность, что в последствии помогает детям самостоятельно пересказывать текст. Это делает процесс усвоения интереснее и дети с удовольствием пересказывают текст.

На своих занятиях я так же использую тактильные дощечки.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основы работы с тактильными дощечками –развитие тактильной памяти.

Этапы работы с тактильными дощечками:

Для начала мы знакомились с дощечками, обследовали их, находили дощечки по описанию, описывали заданную дощечку.

Затем соотносили поверхности дощечек с определенными предметами, животными (мягкая как кошечка, колючая как ежик).

И только потом мы приступали к игровой деятельности с помощью тактильных дощечек.

Я использую такие приемы работы с дощечками как:

Разложи дощечки по степени гладкости, найди добрую дощечку, грустную, злую. Какая дощечка тебе нравится больше, какая не нравится, почему?

Так же можно использовать следующие игры:

1. Разложи дощечки вряд по порядку. (предложить ребенку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки, он должен запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ему надо попробовать разложить дощечки в прежнем порядке.

2. Что напоминает поверхность?

3. Составление сказки.

4. Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему.

Известно, что совершенствование мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.

Поэтому я решила возможным применять эту методику в своей работе, а именно, посредством развития тактильных ощущений сформировать воображение у детей, мышление, внимание, память, связную речь и умение пересказывать.

В заключении я хочу сказать:

Мнемотехника многофункциональна. На основе схем можно создавать разнообразные дидактические игры («что лишнее?», «что изменилось?» «кто спрятался»). Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщенный образ предмета

- раскрывать существенное в объекте

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Следует помнить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это –прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, внимание, наблюдательность и интерес.

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц при разучивании стихов.Использование мнемотаблиц при разучивании стихов. Ребенка окружает мир людей и их взаимоотношений, он и сам частица этого мира. Его окружает мир предметов и явлений. Речь тоже явление. Это.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возрастаМнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 16:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению атрибута к танцу «Ромашковое поле»
Музыкальный руководитель МКДОУ №16 «Ромашка» с. Ростовановка Распустились ромашки на поле, Много – много красивых цветов. И колышется белое море – Как...
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
"Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба»....
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет! Через год мои детки старшей...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...