Получи документы

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Ирина Щепетинникова
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену опытом в работе с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст к презентации по теме:

Слайд № 1. Детский сад № 9 «Солнышко» - ДОУ компенсирующего вида города Ефремова Тульской области.

Слайд № 2. Наше учреждение посещают дети, имеющие нарушения в речевом и психофизическом развитии. В ДОУ все группы логопедические.

Публикация «Презентация „Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Слайд № 3. Все более актуальным становится вопрос повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Контингент родителей, равно как и контингент детей с ОВЗ, имеет свои особенности, неоднороден по своему составу и требует достаточно высокой компетенции со стороны педагогов и специалистов.

Основные аспекты, которые мы сегодня рассмотрим:

Понятие педагогической культуры. Основные компоненты, определение уровня педагогической культуры.

Родители как равноправные участники коррекционно-образовательного процесса

Стратегия построения взаимодействия в едином коррекционно-развивающем пространстве. Этапы работы, принципы, подходы.

Особенности работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ

Важность проблемы

• Существующие и возможные трудности

Слайд № 4. Следует пояснить понятие «педагогической культуры», определить принципы ее развития.

Педагогическая культура родителей в социально-педагогическом широком смысле – составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье.

В узком педагогическом смысле: педагогическая культура – уровень педагогической направленности, который отражает степень зрелости родителей как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.

Итак, педагогическая культура отражает уровень усвоения сложившегося в обществе социально-педагогического опыта и реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Педагогическая культура родителей, имеющих детей с ОВЗ, рассматривается в ракурсе ПМПК – сопровождения и индивидуализации.

Слайд № 5. Каковы основные компоненты педагогической культуры? Это:

Когнитивный – это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейного воспитания; овладение знаниями о трудностях семейного воспитания, способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;

Операционный - осознанное овладение родителями методами, приемами и формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье;

Коммуникативный - умение родителей создать положительный благоприятный климат и взаимопонимание в семье, а также предупреждать и решать конфликты;

Рефлексивный - умение анализировать собственные действия, поступки и состояния; оценивать причины успехов, неудач и способность увидеть себя глазами своего ребенка;

Эмоциональный – умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях, понять ребенка по особенностям его поведения, видеть его проблемы и оказать помощь; способность родителей к эмпатии и сопереживанию.

Когнитивный, коммуникативный и эмоциональный компоненты, при поддержке остальных, являются доминирующими при развитии педагогической культуры родителей.

Слайд №6. Уровень педагогической культуры определяется готовностью родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанного на педагогическом взаимодействии с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества.

Он зависит от уровня образования родителей, их общей культуры, индивидуальных особенностей, собственной воспитанности, накопленного жизненного опыта.

К сожалению, в настоящее время существует проблема недостаточной компетентности родителей в вопросах закономерностей развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, в определении целей воспитания. Также существует проблема непонимания в полной мере сложности процесса развития ребенка и ошибок в семейном воспитании.

Слайд №7. В развитии ребенка с ОВЗ семья играет не просто важную роль, а первостепенную и даже уникальную.

Процесс включения ребенка с ОВЗ в социум начинается с семьи, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической осведомленности, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем.

Многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания, неправильно считают, что «ребенок подрастет, и проблемы уйдут сами собой», а также надеются только на помощь специалистов образовательного учреждения.

Слайд №8 Поэтому именно в условиях групп ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности родители должны стать полноправными участниками коррекционно-развивающего пространства вместе с детьми и педагогами и специалистами (воспитателем, учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).

К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на важность компенсаторной помощи, на опережающую подготовку ребенка, умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы развития.

Немаловажно выработать простую установку:

отмечать в развитии ребенка постепенные шаги в продвижении, малейшие достижения. открыто радоваться даже самым незначительным успехам.

Слайд № 9. Для повышения педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует наметить стратегию работы по следующим направлениям:

1 этап - изучение статуса семьи, ее особенностей, системы детско-родительских отношений;

2 этап – создание алгоритма целей и задач, плана работы, построение модели взаимодействия с родителями по вопросу повышения педагогической культуры;

3 этап - организация и проведение мероприятий, способствующих повышению уровня педагогической культуры;

4 этап - анализ эффективности процесса формирования и повышения педагогической культуры

Слайд № 10. Необходимо руководствоваться следующими принципами:

• Гуманистическая ориентация

• Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса

• Интеграция и дифференциация целей и задач

• Единство педагогического просвещения и самообразования родителей

• Многообразие форм работы

• Стимулирование к сотрудничеству

• Принцип добровольности

• Принцип конфиденциальности

Использовать подходы:

• Личностно-ориентированный, индивидуально-ориентированный - в работе с детьми-инвалидами;

• Гуманно-личностный;

• Комплексный, при участии специалистов.

Слайд № 11. Основные формы и методы работы представлены на экране:

• Консультирование: индивидуальное и тематическое

• Родительские Клубы

• Семинары-практикумы

• Тематические диспуты

• Психологические тренинги

• Деловые игры

• Информирование (буклеты, интернет, информационные блоки, банк рекомендаций)

• Включение в проектную деятельность

• Дни открытых дверей

• Совместные праздники

Особое внимание в работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, занимает индивидуальное консультирование. Его главная задача – дать родителям более глубокое, объективное представление о проблемах ребенка, его личностных особенностях, определить воспитательные и образовательные задачи коррекционной работы для дальнейшей социальной адаптации такого ребенка.

Немаловажными являются психологические тренинги как помощники общего психологического сопровождения, а также информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, возможных методах и содержании компенсаторной работы. Все это формирует предпосылки для возникновения у родителей осознанного желания помочь своему ребенку и мотивационную компетенцию.

Слайд № 12. Проектная деятельность также стала одним из важных подходов при формировании педагогической культуры. Совместная деятельность и заинтересованность в достижениях детей стали побуждающим мотивом к реализации творческих замыслов и возможностей. В подготовительной группе осуществлялся кратковременный детско-взрослый комплексный проект «Мотивы осени».

Слайд № 13. Целью проекта было: создание педагогических условий для развития познавательных и творческих способностей детей;

Особенности проводимой работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ заключаются в следующем:

• в возрастающей роли организации ПМПК – сопровождения

• в формировании у родителей правильного отношения к процессу воспитания, развития и коррекции в условиях детского сада и семьи

• в повышении педагогической культуры применительно к существующему контингенту родителей здесь и сейчас

• в формировании максимальной заинтересованности в достижении результатов коррекционно-развивающей работы

Важность проблемы заключается в том, что

• к сожалению, наблюдается тенденция роста количества детей с ОВЗ;

• особый ребенок, ребенок с ОВЗ и соответственно особая позиция родителей таких детей - в центре внимания педагогов и специалистов дошкольного учреждения;

• проекция педагогического, просветительского воздействия на осознанность родителя, развитие воспитательного потенциала, повышение общей и педагогической культуры выступают как залог успешного сотрудничества семьи и ДОУ.

Существующие трудности:

• Принятие неоднородного родительского коллектива, личностных особенностей родителей, сложных семейных ситуаций;

• Индивидуализация работы с родителями;

• Выбор оптимальных подходов при осознанном и объективном оценивании контингента родителей группы в процессе совместного взаимодействия;

• Ведущая, решающая и направляющая роль остается за педагогами и специалистами;

• Планомерная поддержка родительской инициативы.

Слайд № 14. Важность разных форм сотрудничества с семьей, в том числе и повышение педагогической культуры, несомненно, велика в дошкольном возрасте, поскольку значение первых лет жизни ребенка определяет во многом всю перспективу его развития. Система отношений «педагог-родитель», «специалист-родитель» в нашем учреждении помогает семьям воспитанников решить их проблемы, в частности по речевому развитию детей.

Наша задача, как педагогов заключается в том, чтобы целенаправленно подготовить родителей к воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии. Такая подготовка должна предусматривать значительное повышение уровня педагогической культуры родителей. Важно сделать семейное воспитание не только радостным и успешным процессом, но и полноценно решающим задачи воспитания, развития, коррекции в единстве с ДОУ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Использование медиасредств в социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ» В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиасреду. Одним из первых представителей медиапространства.

Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.

Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Идея разработки проекта «Школа для родителей»,.

Презентация для родительского собрания «Формирование культуры дорожной безопасности дошкольников и их родителей» Презентация для родительского собрания по ПДД "Формирование культуры дорожной безопасности дошкольников и их родителей". Данный материал.

Повышение педагогической компетенции родителей Повышение педагогической компетенции родителей. 1. Стадия накопления согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете,.

Презентация практики ранней помощи семьям детей с ОВЗ Содействие семье через работу «консультативно – диагностический пункта по оказанию ранней помощи родителям детей с особенностями развития.

Родительское собрание «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей» Родительское собрание «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей группе» Форма.

Повышение эколого-педагогической компетентности педагогов .

Статья «Основные обязанности родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ на основе ФГОС» Основные обязанности родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ на основе ФГОС. В соответствии с Семейным кодексом РФ родители несут ответственность.

Презентация пособия «Тактильная книга для детей с ОВЗ» Данное пособие поможет в работе педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста со слабым зрением, а также для общего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 09:15
+350Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 149.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД