Урок — творческий проект «Былины. Не перевелись богатыри на земле Русской»

ольга вячеславова
Урок — творческий проект «Былины. Не перевелись богатыри на земле Русской»

Урок – творческий проект

Тема: Былины. Не перевелись богатыри на земле Русской.

Цели:

• познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;

• вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;

• учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи:

развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

развитие умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;

формирование навыков исследовательской деятельности;

отработка умения применять свои знания при создании творческого продукта.

Осуществление учебного проекта

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Музей А. С. Пушкина»

Адресация:

1. Тема: Русское народное творчество. Былины. Как стать богатырём.

2. Цели:

вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;

развитие умения проектировать свою деятельность.

3. Учебно-педагогические задачи:

Образовательная

формирование устойчивого интереса к книге – источнику знаний, умения работать самостоятельно с дополнительной литературой;

расширение кругозора;

повышение эрудиции.

Воспитательная

воспитание способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;

воспитание здорового образа жизни.

Развивающая

приобщение к полезной деятельности;

развитие творческих способностей, фантазии, воображения;

развитие эстетического вкуса;

развитие интереса к предмету

привлечение к участию в школьной жизни членов семь.

4. «Детская цель проекта»

Познакомиться с разнообразием былин. Выяснить – есть ли богатыри в наше время.

5. Возраст: 9 – 10 лет. Класс: 3.

6. Время работы над проектом: 1 месяц.

7. Форма работы: урочно-внеурочная.

8. Режим работы:

использование учебных часов (внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология).

Обеспечение

1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и сельская библиотеки.

2. Дополнительно привлекаемые участники: родители, учитель технологии

3. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);

владение определёнными знаниями по литературному чтению, истории;

умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации.

4. Мотивация к познанию, к работе:

личный интерес учащихся, самореализация.

Предполагаемые приращения:

1. Новое содержание и практические приёмы: создание и оформление составление кроссворда, написание реферата, поиск информации в методической литературе, интернете, ориентированной на знания школьников.

2. Развитие навыков:

самостоятельной работы с учебно-методической литературой;

самостоятельного принятия решения;

коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;

самоанализа и рефлексии;

работы с компьютером.

Автор-разработчик:

Дозморова Елена Александровна учитель начальных классов МОУ ООШ с. Семёновка

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Погружение в проект.

Чтение русских народных произведений о богатырях

2. Организация деятельности.

Распределяются различные виды деятельности. При распределении учитываются индивидуальные возможности учащихся и их заинтересованность в каждом виде работы.

3. Осуществление деятельности.

Подбор дополнительного материала исторического характера (исторические справки о богатырях).

Анализ иллюстраций к былинам, выбор костюмов былинных героев. Выбор материала и способа изготовления костюмов.

Подбор произведений для литературной гостиной.

4. Презентация материала о богатырях

Ученик 1. Здравствуйте гости дорогие. Не хотите ли послушать сказание о земле Русской. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были молодцы славные Илья Муромец, Добрыня Никитичи ещё много славных богатырей. Жили, не тужили, а кто такие богатыри нам рассказали былины.

БЫЛИНЫ, эпические песни, сложенные в Древней Руси XI — XVI вв. о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. Сам термин «былины» не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили названия «старин» или «старинушек», свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность. Первые былины были сложены еще до Крещения Руси. Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Волъга. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие Святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой стал Илья Муромец. Илье Муромцу посвящено более десятка, причем большинство из них имеет отношение к защите Православия на Руси.

Марат.

Богатырями не рождаются, богатырями становятся.

Магистр Алькофрибас Назье считал как раз иначе.

Он заявлял, будто один младенец сразу родился таким сильным, что однажды, брыкнув ногами, сломал край своей колыбели. Потом слез, забрался под люльку, выпрямился и понес ее на спине. Звали младенца Пантагрюэлем.

Конечно, почтенный магистр все это придумал. Да и его самого не существовало на свете. Его тоже, в свою очередь, придумали. Людям хочется быть физически сильными, здоровыми, закаленными. Собственно говоря, это исконная мечта человечества. Отсюда появление в фольклоре богатырей. Героями русских былин являются Илья Муромец и Микула Селянинович, Добрыня Никитич и Василий Буслаевич, у которых «силушка по жилушкам так живчиком и переливается». Они совершают много подвигов, в основе которых лежит физическая сила.

Человечеству хочется, чтобы богатырями рождались. Конечно, природная сила существует. Однако только ее одной недостаточно. К силе еще требуется добавление в виде ловкости, смелости, умения управлять телом, правильно распоряжаться своими физическими данными. А это уже вырабатывается тренировкой.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА, Добрый, Московский, а затем великий князь Владимирский. В 1305 разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, пытавшегося захватить город. В 1327 он вместе с другими русскими князьями принял участие в походе на Тверь золотоордынских карательных отрядов и в подавлении там народного восстания против татар. В награду за это он в 1328 получил от хана Узбека Костромское княжество, а также право контролировать Новгород Великий. В 1331 году Иван Калита стал править княжеством Владимирским. В Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек отказался от присылки баскаков в русские земли, поручив сбор податей с населения Ивану I. Это привело к обогащению московского князя (отсюда его прозвище "Калита" - денежный мешок). Накопленные средства Иван I израсходовал на покупку земель и сел у своих соседей.

Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил "правый суд", помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. За это он получил второе свое прозвище - Добрый.

Человек, о котором здесь пойдёт речь, известен каждому с детства. Ещё бы! Ведь он – самый популярный персонаж русских былин. Уже в ХII веке о нём пели бродячие скоморохи и сказители-гусляры по всей Великой, Малой, Белой, Червонной и Чёрной Руси, и многие столетия он был примером для славных витязей, защищавших наше Отечество от иноземных захватчиков и разбойных набегов диких кочевых орд.

Иногда в былинах его называли Моровлином или Муравлином. Ещё было у него прозвище Чоботок. Возникло оно следующим образом. Однажды на богатыря внезапно напали враги - как раз в тот момент, когда он обувался. Не имея под рукой оружия, он стал отбиваться чоботом (сапогом, еще не надетым на ногу - и положил замертво всех супостатов…

Родился Илья в крестьянской семье близ села Карачарова, что в двух верстах от Мурома, вверх по Оке. Отсюда и его прозвище – Муромец. По местному преданию, происходил он из рода Гущиных, поименованных так из-за того, что изба их располагалась в густом лесу. В Карачарове по сей день распространена эта фамилия. На протяжении веков многие Гущины отличались большой силой и крепким здоровьем. В праздники, когда карачаровцы сходились на кулачные бои, мужчин из рода Гущиных к этой забаве не допускали, опасаясь, как бы они ненароком не пришибли кого-нибудь из односельчан…

Но Илейко Муромец был от рождения немощен: обездвиженный из-за болезни позвоночника, он до тридцати лет не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. А затем случилось чудо. Когда его родителей не было дома, явились к нему трое нищих старцев-странников – «калики перехожие- переброжие». Они исцелили Илью, дали ему силу богатырскую и предрекли ему великое будущее.

Но – дорогу осилит идущий, и мы отправляемся вслед за легендарным казаком Древней Руси в стольный Киев, к князю Владимиру Красно Солнышко…

Приняв Илью Муромца, князь одобрил его желание охранять Русь от недругов – и сказал ему:

И собрал Илья Муромец лучших богатырей: Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Дуная Ивановича, Самсона Сильного, Чурила Плёнковича, Ивана Заолешанина, Пересьмяку с племянником - со всеми «побратался крестами золотыми», и стали они крестовыми братьями. После этого «надо всеми он был да атаман большой»

О преподобном Илье, покоящемся ныне в лавре, известно, что после завершения воинской карьеры он решил окончить свои дни иноком и принял постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерской лавре). Подобные примеры известны из нашей истории: так же поступили Александр Невский и русские богатыри Пересвет и Ослябя, проходившие послушание под началом Сергия Радонежского, а затем геройски погибшие на Куликовом поле…

В книгах лавры записано упоминавшееся посланником Ласоттой прозвище угодника божьего Ильи Печерского - Илья Чобитко. Он обладал весьма внушительной комплекцией, а его рост - 180 сантиметров – по тем временам являлся поистине богатырским. На его останках сохранились следы многих ранений и переломов рёбер. Отсутствуют обе ступни ног. Кроме глубокой раны на левой руке, имеется значительное повреждение в левой области груди: по всей видимости, монах прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

Почти до конца XX века некоторые исследователи ставили под сомнение возможность того, что преподобный Илья Печерский и былинный атаман Илья Муромец – это один и тот же человек. А в 1988 году Минздравом УССР была проведена официальная экспертиза мощей святого Илии с применением самой современной японской аппаратуры. Выяснилось, что возраст покойного – от 40 до 55 лет. Обнаружены дефекты позвоночника, позволяющие утверждать, что в юности он страдал параличом конечностей. Приблизительно установлена дата гибели: XI или XII век. Её причина – ранение в сердце.

Не оставляет сомнений, что преподобный Илья встретил свою смерть в бою, защищая Киев от очередных ворогов, каких в нашей истории были тьмы и тьмы…

Василий Буслаевич -- русский, новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в конце концов — гибнет. Василий Буслаев — единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по-своему — совсем не так, как Илья Муромец или Вольга. Василий вырастает в Великом Новгороде.

В семилетнем богатыре пробуждается качество, которое потом станет одним из главных, — озорство. А в семнадцать лет он постигает «воинские науки и рыцарские». Ощутив «в себе силушку великую», он изготовляет специальные палицу, копье, лук и саблю. Он устраивает пир и из приглашенных выбирает дружину под стать себе. Каждому желающему попасть к нему он предлагает испытание: поднять одной рукой чару с вином в полтора ведра, а затем выпить «единым вздохом». Прошедших это испытание Василий подвергает еще одному — бьет каждого по голове дубиной — «черняным вязом». Находятся такие, кто выдерживает его удары.

Так набирается у Василия Буслаева «тридцать удалых добрых молодцев».

Ученик 1.

Как же выглядели богатыри. Презентация костюма.

Ученик 1.

Мы прочитали много былин. Сейчас узнаем, какие были запомнились лучше всего. Дорогие гости помогайте добрым молодца, отгадайте названия былин. Игра «Угадайка»

Вот какие книги мы смогли найти в библиотеке. Выставка книг.

Показ презентации. Богатыри нашего времени.

Ученик 1. Есть ли богатыри в наше время. Рассказы учащихся о людях, которых можно считать современными богатырями.

Ученик 1. Как же стать богатырём. Мы провели маленькое исследование и вот, что выяснили.

Саша.

Богатыри с раннего детства много работали, занимались тяжёлым трудом. В наше время мы тоже как богатыри можем помогать своим родителям, выполнять мужскую работу. Заниматься посильным трудом. Поможет стать сильным и физкультура. Если заниматься регулярно гимнастикой, соблюдать режим, бывать с пользой на свежем воздухе (кататься на лыжах, коньках, санках, купаться в реке, просто играть в интересные игры). Есть некоторые упражнения, которые можно выполнять не отрываясь от интересного дела. Советы…

Света.

Мы считаем, чтобы стать богатырём нужно правильно питаться. Есть в меру, не переедать. Кушать овощи, фрукты. Вовремя завтракать, обедать и ужинать. Мы привыкли, что кушать надо 4 – 5 раз в день. Но учёные выяснили, что кушать надо тогда, когда хочет ваш организм, а не строго по часам. Утром надо выпить стакан воды, это заставит ваш желудок работать и только потом завтракать. Предлагаем вашему вниманию витаминное блюдо.

Ученик 1. Ой вы гости дорогие накормили Вас, удивили Вас, а сейчас посмотрите наш мини спектакль.

Публикации по теме:

«Чтобы его узнать — надо вслух назвать». Проект «Наши имена» Проект - познававтельно-творческий. Познавательный потому, что в ходе проектной деятельности у дошкольников расширился кругозор об окружающем.

Проект «Сказки зарубежных писателей» Сказки зарубежных писателей. Урок – творческий проект. 2,3,4 класс. Цели: • познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Урок — творческий проект «Былины. Не перевелись богатыри на земле Русской»
Опубликовано: 6 мая 2013 в 22:08
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...