Обоснование проекта «История простых вещей»

Татьяна Борисовна Гирфанова
Обоснование проекта «История простых вещей»

В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.

К сожалению, в настоящее время уровень речевого развития дошкольников ниже положенной нормы. У большинства детей наблюдается общее недоразвитие речи (это скудный словарный запас, неумение связно строить свои предложения, односложные ответы на вопросы, грамматически неправильная речь). Это наблюдается в нашей группе с тяжёлым нарушением речи: наряду с первичным дефектом заикания у детей выявляются и вторичные отклонения - общее недоразвитие речи.

Я всегда стремилась развивать у детей осознанную и активную речь. А так как речь связана с познанием окружающей действительности, в группе создана эффективная развивающая предметно-пространственная среда: книжный уголок, мини-лаборатория, спортивный уголок, патриотический уголок,речевая зона активности, театральный уголок, уголок истории и так далее.

Процессу познания отводится особое место, так как в дошкольном детстве у детей формируется фундамент представлений о мире, появляются новые способы познания и познавательные интересы, происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. В первую очередь ребёнка волнует предметное окружение мира - природы и общества. Постижение внутренних характеристик предметов играет существенную роль в воспитании бережного отношения к ним. дети постигают не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования.

На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека; они подводятся к пониманию того, что любая деятельность имеет свой результат. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям передаётся разнообразная информация о рукотворном мире: предметах, сделанных руками человека и играющих огромную роль в его жизни, а также истории их развития.

Проанализировав работу по развитию у детей познавательно-речевого развития, было принято решение акцентировать внимание на следующих вопросах:

1. Усилить работу по развитию устной речи по всем направлениям;

2. Организовать системную работу при тесной взаимосвязи всех специалистов;

3. Развивать речевую активность посредством театрализованной деятельности и малых фольклорных форм;

4. Развивать речевую активность посредством проектной деятельности;

5. Развивать речевую деятельность детей посредством проведений экскурсий, наблюдений, бесед, чтения и обсуждения художественной литературы;

6. Развивать речевую активность посредством приобщения к исторической культуре общества.

Особое место по познавательно-речевому развитию я уделяю формированию у детей представлений о развитии человека в истории и культуре. Мною был разработан перспективный план "История простых вещей", содержание которого связано со всеми разделами и темами образовательной программы ДОУ. Основная задача - помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный, рукотворный мир; вызвать восхищение людьми труда; показать, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нём людей (разнообразие форм, функций для облегчения использования предмета: лампа - бра, люстра, фонарик, торшер, настольная лампа).

Такой ретроспективный подход интересен сам по себе и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более полезными и удобными, мы открываем перед ними перспективу: как ещё можно изменить предмет, сделать его полезнее и красивее. Это позволит детям включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на совершенствование предметов.

Вместе с детьми можно отправиться в путешествие в прошлое книг или мебели, земледелия или летательных аппаратов, машин или счётных устройств. Такая совместная деятельность с детьми вызывает у них живой интерес, развивает их воображение, творческие способности, желание участвовать в преобразовании предметов.

Подключение родителей в этот процесс является важным условием полноценного познавательно-речевого развития ребёнка. Они также участвуют в подготовке к презентациям, путешествиям: помогают подыскивать материал, приносят "старинные" предметы или картинки о старине, недавно конструировали с детьми "транспорт будущего".

В проведении НОД по формированию представлений о развитии человека в истории и культуре я использую разные формы организации:

- игры-путешествия;

- диалог с рассматриванием предметов;

- сравнительные беседы;

- рассказ от имени самих вещей (спор предметов);

- путешествие по "реке времени";

- экскурсии;

- поисково-исследовательская деятельность.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент сюрприза, загадочности, развлекательности.

Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленные перед детьми задачи и предложение подумать, сравнить, припомнить - способствуют развитию мыслительных способностей, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательные интересы, а также речь как черты характера.

Изучая историю вещей, нельзя обойтись без наглядности. Поэтому в группе были созданы мини-музеи: шариковой ручки, ткани и электрического чайника. Сейчас мы собираем материал (предметы) по истории создания счётных устройств и часов.

Прикреплённые файлы:

istorija-prostyh-veschei_s7f4d.pptx | 5093,28 Кб | Скачан: 211
 
Публикации по теме:

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Обоснование проекта «История простых вещей»
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 22:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...