Обоснование проекта «История простых вещей»

Татьяна Борисовна Гирфанова
Обоснование проекта «История простых вещей»

В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.

К сожалению, в настоящее время уровень речевого развития дошкольников ниже положенной нормы. У большинства детей наблюдается общее недоразвитие речи (это скудный словарный запас, неумение связно строить свои предложения, односложные ответы на вопросы, грамматически неправильная речь). Это наблюдается в нашей группе с тяжёлым нарушением речи: наряду с первичным дефектом заикания у детей выявляются и вторичные отклонения - общее недоразвитие речи.

Я всегда стремилась развивать у детей осознанную и активную речь. А так как речь связана с познанием окружающей действительности, в группе создана эффективная развивающая предметно-пространственная среда: книжный уголок, мини-лаборатория, спортивный уголок, патриотический уголок,речевая зона активности, театральный уголок, уголок истории и так далее.

Процессу познания отводится особое место, так как в дошкольном детстве у детей формируется фундамент представлений о мире, появляются новые способы познания и познавательные интересы, происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. В первую очередь ребёнка волнует предметное окружение мира - природы и общества. Постижение внутренних характеристик предметов играет существенную роль в воспитании бережного отношения к ним. дети постигают не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования.

На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека; они подводятся к пониманию того, что любая деятельность имеет свой результат. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям передаётся разнообразная информация о рукотворном мире: предметах, сделанных руками человека и играющих огромную роль в его жизни, а также истории их развития.

Проанализировав работу по развитию у детей познавательно-речевого развития, было принято решение акцентировать внимание на следующих вопросах:

1. Усилить работу по развитию устной речи по всем направлениям;

2. Организовать системную работу при тесной взаимосвязи всех специалистов;

3. Развивать речевую активность посредством театрализованной деятельности и малых фольклорных форм;

4. Развивать речевую активность посредством проектной деятельности;

5. Развивать речевую деятельность детей посредством проведений экскурсий, наблюдений, бесед, чтения и обсуждения художественной литературы;

6. Развивать речевую активность посредством приобщения к исторической культуре общества.

Особое место по познавательно-речевому развитию я уделяю формированию у детей представлений о развитии человека в истории и культуре. Мною был разработан перспективный план "История простых вещей", содержание которого связано со всеми разделами и темами образовательной программы ДОУ. Основная задача - помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный, рукотворный мир; вызвать восхищение людьми труда; показать, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нём людей (разнообразие форм, функций для облегчения использования предмета: лампа - бра, люстра, фонарик, торшер, настольная лампа).

Такой ретроспективный подход интересен сам по себе и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более полезными и удобными, мы открываем перед ними перспективу: как ещё можно изменить предмет, сделать его полезнее и красивее. Это позволит детям включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на совершенствование предметов.

Вместе с детьми можно отправиться в путешествие в прошлое книг или мебели, земледелия или летательных аппаратов, машин или счётных устройств. Такая совместная деятельность с детьми вызывает у них живой интерес, развивает их воображение, творческие способности, желание участвовать в преобразовании предметов.

Подключение родителей в этот процесс является важным условием полноценного познавательно-речевого развития ребёнка. Они также участвуют в подготовке к презентациям, путешествиям: помогают подыскивать материал, приносят "старинные" предметы или картинки о старине, недавно конструировали с детьми "транспорт будущего".

В проведении НОД по формированию представлений о развитии человека в истории и культуре я использую разные формы организации:

- игры-путешествия;

- диалог с рассматриванием предметов;

- сравнительные беседы;

- рассказ от имени самих вещей (спор предметов);

- путешествие по "реке времени";

- экскурсии;

- поисково-исследовательская деятельность.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент сюрприза, загадочности, развлекательности.

Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленные перед детьми задачи и предложение подумать, сравнить, припомнить - способствуют развитию мыслительных способностей, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательные интересы, а также речь как черты характера.

Изучая историю вещей, нельзя обойтись без наглядности. Поэтому в группе были созданы мини-музеи: шариковой ручки, ткани и электрического чайника. Сейчас мы собираем материал (предметы) по истории создания счётных устройств и часов.

Прикреплённые файлы:

istorija-prostyh-veschei_s7f4d.pptx | 5093,28 Кб | Скачан: 200
 
Публикации по теме:

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Обоснование проекта «История простых вещей»
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 22:23
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....