Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Валентина Вяткина
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание – важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Еще А. С. Макаренко говорил, что, дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Труд детей тесно связан с игрой. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду. У детей старшего возраста в игре возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, выкупать куклу и т. п. Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей. Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде. Формирует у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, воспитывает бережное отношение к результатам труда. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В процессе умения трудиться в коллективе воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой роли. Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурства, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Это ставит ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Воспитывает ответственность перед коллективом, заботливость.

Для того, чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям, необходимым для всех видов труда, начинается уже в младших группах.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома.

Публикации по теме:

Марафон «Неделя добрых дел» в подготовительной группе.Марафон «Неделя добрых дел» в подготовительной группе. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних.

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2013 в 09:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет в старшей группе «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Всем коллегам и просто вольным пользователям нашего прекрасного и познавательного образовательного портала МААМ добр го вечера! Хочется поделится и...
Лэпбук «Город Асбест на Урале».
Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест- это жемчужина среднего...
Лэпбук по экологии
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой собран...
Мастер-класс по конструированию из бумаги  «Лягушка»
Предлагаю Вашему вниманию игрушку, сделанную из цветной бумаги. Материал для работы: квадрат – зелёного цвета 10 * 10 см. ; клей карандаш; ножницы; цветная...
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по станциям»
Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП , познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах, учить соотносить...