Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Валентина Вяткина
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание – важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Еще А. С. Макаренко говорил, что, дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Труд детей тесно связан с игрой. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду. У детей старшего возраста в игре возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, выкупать куклу и т. п. Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей. Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде. Формирует у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, воспитывает бережное отношение к результатам труда. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В процессе умения трудиться в коллективе воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой роли. Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурства, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Это ставит ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Воспитывает ответственность перед коллективом, заботливость.

Для того, чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям, необходимым для всех видов труда, начинается уже в младших группах.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома.

Публикации по теме:

Марафон «Неделя добрых дел» в подготовительной группе.Марафон «Неделя добрых дел» в подготовительной группе. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних.

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2013 в 09:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год ( старшая группа. Подготовила: Середонина И. В. Воспитатель 1 категории...
Фотоотчет по аппликации в подготовительной группе «Наши шедевры из яичной скорлупы»
Аппликация из яичной скорлупы -это очень интересное и увлекательное занятие, так как для поделок не требуется много затрат. Яичную скорлупу можно найти в...
Оформление участка к лету. Мастер-класс «Камыши»
Для Водяного, которого я сделала в предыдущем МК, кроме водоёма, ( он у нас на площадке детского сада с прошлого года остался) требуются ещё какие- то...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 1 часть).
Твердо убежден, что есть качества души, Без которых человек не может стать настоящим Воспитателем, и среди этих качеств на первом месте Умение проникнуть в...
Фото отчёт. «Пусть всегда будет солнце!» Художественное творчество детей.
Песню «Пусть всегда будет солнце» слышали и знают наизусть очень многие, особенно старшее поколение. Песня была очень популярна в Советском Союзе. Слова...