Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства

Елена Митенькина
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами

декоративно - прикладного искусства

воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида”

Митенькиной Елены Николаевны

Мордвин и русский… Два народа.

Давно вы связаны родством.

Вы плоть от плоти. Год от года

Гордитесь этим естеством.

Актуальность выбора темы

Работая над темой «Воспитание этнокультурной терпимости у детей дошкольного возраста», я не случайно в преддверии празднования 1000 летия единения мордовского народа с народами Российского государства, уделяю внимание приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. В настоящее время очень важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Что является очень актуальным вопросом современности.

Проблема

Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны.

Научность

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно- прикладному искусству.

Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно- прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».

Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно- прикладного творчества.

В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок», «Мы в Мордовии живем», использую Христоматию к программе «Валдоня» Е. Н. Киркиной, которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края.

Основной целью работы по воспитанию толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов, я считаю:

Цель:

Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;

2. Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3. Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4. Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.

Гипотеза образовательного проекта

Приобщение детей к декоративно- прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни.

Систематическое изучение народного творчества и разных культур, усвоение их

взаимосвязи и преемственности со школой.

Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:

1. Наблюдение предмета

2. Показ картинок

3. Художественное слово

4. Показ технических приемов рисования

5. использование образцов

6. показ приемов изображения

7. самостоятельная работа детей

В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:

1. Предпраздничные посиделки;

2. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова;

3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;

4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;

посещение музеев;

5. Уголки краеведения;

6. Продуктивная творческая деятельность детей;

7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;

8. Познавательные беседы.

Интеграция

Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:

Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)

Социально – личностные (история отечества, символика)

Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)

Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).

Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.

Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;

Средняя группа: усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники, простейшей посудой;

Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.

Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, кика, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в группе и детском саду в целом. В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, картинная галерея знакомит с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции. Большой интерес у дошкольников вызвал стенд «Мордовия – мой край родной», посвященный 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государств. Особое место занимают дидактические игры по данной тематике, способствующие развитию воображения, усвоению таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. А главное – установление взаимосвязи разных культур.

Работа с родителями:

1. Создание уголка творчества;

2. Выставка детских работ «1000 лет вместе»

3. Беседы и консультации по данной теме;

4. Совместные поездки в музеи.

Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.

Заключение

Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.

Так пусть же всегда растут рядом мордовская яблонька и русская березка!

Мы черпаем в дружбе великие силы.

И нам не страшна никакая беда

Мы 1000 лет вместе с доброй Россией.

И вместе с Россией будем всегда!

Флаги родные парят в небе синем

В час испытаний и радости час.

Неразделимы Мы и Россия-

Время на прочность проверило нас!

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Казачья станицаКазачья станица 17 сентября у нас, в с. Красный Яр Астраханской области  прошло мероприятие под названием "Казачья станица" Выступали народные.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 20:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...