Проектная деятельность в работе современного воспитателя

Ольга Бирюкова
Проектная деятельность в работе современного воспитателя

Проектный метод в работе современного воспитателя

Слайд № 1

Я, Бирюкова Ольга Александровна, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада №56

Хочу представить вам опыт работы под названием «Проектный метод в работе современного воспитателя»

Слайд№»2 В современных условиях развития образования становится актуальным разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников и обеспечивают подготовку их не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.

Слайд № 3

Итак, я – как современный воспитатель, оказалась в поиске некого «идеального метода». Каким он должен быть? Что позволит мне, во –первых, выполнить социальный заказ относительно моих воспитанников, во –вторых, мне самой оставаться современной и интересной для воспитанников и коллег.

И, в какой- то момент я открыла для себя такую возможность. Стала изучать заинтересовавший меня метод. Узнала о том, что он развивается уже давно и гигантскими шагами идет по миру: США, Европа, Россия.

Несмотря на то, что начало этому методу положено еще в середине 19 века, он остается актуальным. Первое значение, кстати, слова актуальность - (от позднелат. и сейчасActualis) - фактически существующий – настоящий.

Слайд № 4

Первыми моими попытками было:

• Изучение с детьми истории часов

• Интереснейшая работа «Круглый год»

• Изучение правил безопасности

Я поняла, что метод, который я начала осваивать, позволяет ребенку:

экспериментировать,

синтезировать полученные знания,

развивать творческие способности и коммуникативные навыки и мн. другое

Слайд № 5

В каждом конкретном случае мы ставим определенные цели, но всегда есть общие, к чему мы стремимся. Я твердо уверена, что этот «идеальный метод» позволяет достичь следующего: ребенок учится

- приобретать (именно приобретать, а не получать) интегрированные знания о чем –то, погружаясь в различную содержательную деятельность;

- быть любознательным, задавать вопросы, действовать самостоятельно в различных видах деятельности

- взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс, руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Но, позвольте, эти слова и мне, и вам знакомы. Не так ли? Да, это именно те качества, которые составляют социальный заказ общества, те личностные характеристики, которые мы должны сформировать у ребенка к моменту выпуска из стен детского сада. И сформулированы они в известном документе, ласково называемом нами ФГТ.

• Любознательный, активный – интересуется новым, задает вопросы, способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности

• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

Слайд № 6

Итак, можем считать, что искомый «идеальный метод» найден и он обрел свое название:

уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способ реализации личностно – ориентированного и субъектного подхода к образованию – технология проектирования или проектный метод.

Уже несколько лет, как слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада.

Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в любой возрастной группе. Дает возможность организовать деятельностное обучение, позволяет интегрировать задачи и содержание из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике

Слайд № 7

Теперь я хочу представить свой реализованный проект – «Красавица картошка»

Слайд № 8

И, говоря о нем, я расскажу вам о структуре работы над любым проектом.

Слайд № 9

Итак, проблема.

Как уже говорилось выше, тема должна опираться на интересы детей, исходить из их окружения.

Вот и у нас так случилось Рассказ про Арину.

Почему картошка? Чем смогла заинтересовать детей обычная картошка? Что в ней необычного? Почему не сахар или другой продукт?

А все очень просто. Делясь впечатлениями после летнего отдыха у бабушки в деревне Арина, принесла фотографии и рассказала о том, как они с бабушкой и дедушкой ухаживали за посаженной картошкой. Они её пропалывали, окучивали. Наблюдали за её цветением. А потом уничтожали колорадского жука. А в августе они вместе с папой ездили помогать копать картошку. Арине стало интересно, как же так, посадили одну картофелину, а выкопали несколько. С этого все и началось.

Конечно, я незаметно помогла детям, сказав, что картошку не всегда использовали в пищу, а вот интересно, смогли бы вы догадаться для чего. Ну, и дети «загорелись»

Слайд № 10

Что такое картошка? Откуда она берется? Как она появляется? Что из неё можно приготовить? Как еще ее можно использовать? Как она появилась в России?

Интересно… Интересно…Интересно…

Начало интереснейшей работы положено.

Слайд № 11

Следующее звено в структуре – определение круга задач. Конечно, дети не будут формулировать ни цели, ни задачи деятельности. Но я-то – педагог. И первый мой вопрос себе – для чего это нужно детям:

И размышляю я примерно так:

- развивать активность и любознательность – вся работа над проектом способствует этому

- учить задавать вопросы – подумаю, как я поставлю игровую задачу, чтобы ребенку пришлось спросить меня, о разном и по-разному

- учить высказывать свою точку зрения - обязательно включу в работу элементы ТРИЗ –технологии.

Это задачи, которые мы решаем в любом проекте (социальные, общеинтеллектуальные, социальные)

Слайд № 12

Ну, и, конечно, в зависимости от темы проекта вами будут решаться задачи познавательного плана. В случае с картошкой – это:

Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. (назвать первую) и другие, которые Вы видите на экране.

Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения

Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

формировать у детей знаний, необходимых для понимания происходящих в природе процессов, явлений посредством организации новой формы образовательного пространства – метода проектов

Развивать экологическое мышление в процессе экспериментирования с объектами живой природы – растениями.

Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений.

Привлечь родителей к образовательному процессу путем привлечения их к оснащение опытов оборудованием, организации совместной познавательно –исследовательской, продуктивной, коммуникативной, деятельности.

Слайд № 13

Следующий этап – собственно реализация деятельности.

Начальный этап - здесь важно избежать авторитаризма и научить детей выдвигать гипотезы, совместно планировать работу.

И слову «совместно» уделяю особое значение. Проект – это работа в коллективе. И научить ребенка азам можно именно здесь. А как вы бы решали этот вопрос.

«Мозговой штурм» (работа с аудиторией)

Чем больше вопросов, тем больше исходного материала для последующего анализа.

Слайд № 14 -фото

Слайд № 15

Технологический этап. Направления работы обозначены. От меня – тонкое руководство деятельностью детей, собственный пример, задор, сбор и первоначальный анализ результатов

Слайды № 16, 17 - фото

Слайд № 18

Рефлексивный этап, состоящий из

- обобщения и систематизации полученных знаний – здесь важно проговорить с детьми эти полученные результаты, научить анализировать, рассуждать;

- формулирования выводов;

- фиксирования результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятки, рисунки, поделки); Это всё можно увидеть на выставке.

Можно представить на выставке эти работы из разных проектов

Слайд № 19 -фото

Слайд № 20

И в заключительный этап – презентация своей работы

Наша презентация представляла собой интегрированное мероприятие, в котором дети рассказали о своей работе с самого начала, опираясь как раз на зафиксированные результаты, вплетая туда стихи, загадки, вопросы к зрителям, сценки. Родители, которые тоже были участниками проекта, представили результаты творческих заданий: блюда из картофеля, приготовленные вместе с ребенком, а также поделки.

Хочу предложить вам

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

*Глубоко изучить тематику проекта.

* При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

* Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

* Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

* Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

* Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

*Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

* В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

* Развивать творческое воображение и фантазию детей.

* Творческий подход к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

* Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

* Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

* Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. *Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

* Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.

* Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

* Не спешить с вынесением оценочных суждений.

* С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Публикации по теме:

Положение проектного совета Положение о проектном совете КГКП «Центр развития я/с № 1 «Ромашка». Проектный совет — общественный, профессиональный орган дошкольного.

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проектная деятельность в работе современного воспитателя
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 15:04
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Открытка ветерану»
Цель: Создание открытки к 9 Мая. Задачи: Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение; развивать мелкую моторику рук,...
«Пасхальные поздравления» Мастер-класс.
Пасхальная неделя подошла к концу! Сегодня "Красная горка"! Наши ребятки с большим энтузиазмом готовили небольшие пасхальные подарочки для своих близких....
Проект по ПДД в старшей группе «Дорожная азбука»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Колокольчик» г. Моздок Проект «Дорожная азбука. »...
«Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей...
Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» Мищенко Юлия...
Тематическая папка — лэпбук «Правила дорожного движения»
Тематическая папка - лэпбук «Правила дорожного движения» Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной...