Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня

Кристина Печёнкина
Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

К. О. Печёнкина, учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»

Г. Абакан, р. Хакасия

В современное время число детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

У детей с ОНР III уровня словарный запас не соответствует возрасту. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого словами.

В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (иду, кушать, спать, сидеть, одеваться, умываться, ходит, бегает, смотрит, слушает, гуляет, играет, стоит и др.) – [1].

В процессе проведения исследования была разработана система занятий. В каждом занятии по лексической теме включался фрагмент для развития антонимии у детей. Так, использовались следующие приёмы: остановка на фрагментах занятия.

1. Фрагмент занятия по теме «Зимние забавы»

Дидактическая игра «Ледяная пещера»

Логопед сообщает детям: «Вот мы причалили к острову Антонимов, оказываемся в Ледяной пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше, нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?»

Детям предлагаются следующие пары слов:

Трудиться - лениться; чистить - пачкать; терять - находить; смеяться - грустить; плакать - веселиться; печалиться - радоваться; заболеть - выздороветь; замёрзнуть - согреться; замораживать – размораживать.

- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?

- Как понять «противоположные»?

- Верно, это слова - спорщики.

- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

2) – Игра с мячом «Скажи наоборот». Детям предлагаются вышеперечисленные слова.

3) - Пришло время покинуть остров Антонимов.

- Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:

- Что такое антонимы?

- Для чего используют антонимы в речи?

2. По теме: «Мебель» использовались следующие дидактические игры:.

Логопед рассказывает детям историю:

— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п.

Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот - закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот

подойти к столу - (отойти от стола); открыть дверь - (закрывать дверь); войти в комнату – (выйти из комнаты); сесть на стул – (встать со стула) – [2].

3. По теме «Транспорт» предлагаются следующие задания:

Дидактическая игра «приехали – уехали»

Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Логопед показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

Самолет к башне … от башни…; Машина к дому … от дома…; Лодка к берегу … от берега …; Поезд к станции ….от станции…; Велосипедист к магазину ….от магазина….

2) Дидактическая игра «Наоборот» с мячом. Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот

Прилетел – (улетел); Приближается – (удаляется); Подъезжает – (отъезжает); Приедет – (уедет); Подлетел – (отлетел).

Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Постоянно включённые фрагменты в занятия позволяют расширить и обогатить глагольную лексику детей, сформировать понятие об антонимии.

Таким образом, антонимы, в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А закладывать умение видеть эту противоположность, находить обратное значение необходимо уже в старшем дошкольном возрасте. Организованная подобным образом работа позволяет сделать занятие интересным для детей, способствует более эффективному формированию антонимии у них.

Литература:

1. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с

2. Пожиленко, Е. А Мир вокруг нас: Учимся чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей/ Е. А. Пожиленко – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. – 319 с.

3. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей/ Л. Н. Смирнова – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 14:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...