Приёмы формирования УУД

Наталья Квасова
Приёмы формирования УУД

Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки)

учащихся начальной школы.

-Что необходимо для успешного существования в современном обществе?

-Для успешного существования в современном обществе каждый из нас должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, т. е. каждый должен обладать регулятивными действиями.

- Сейчас я назову тему нашего урока, а вы скажете, о чём мы будем говорить сегодня.

-Тема урока «Регулятивные учебные действия. Приёмы формирования регулятивных УУД».

- О чём будем говорить на уроке?

- Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?

(проведение занятий, научить детей учиться)

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с диапазоном формирования регулятивных учебных действий:

Определять и формулировать цель деятельности;

Осуществлять действия по реализации плана;

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Работа в парах.

- Перед Вами названия компонентов учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных действий.

Определите их последовательность (работа с деформированным текстом).

Задание понятно всем? Что необходимо выполнить? (определить порядок компонентов учебной деятельности регулятивных действий).

- Предлагаю выполнить прогностическую оценку. Оцените свои возможности: поставьте знак «+» - правильно выполню,«-» - сомневаюсь, «?» - не справлюсь с работой.

- Давайте проверим, что у нас получилось.

(Работа проверяется и сравнивается с образцом).

- Если Вы оценили себя знаком «+», и действительно не допустили ошибок, обведите его кружком, у Вас оценка адекватная, Вы правильно оценили свою готовность к решению новой учебной задачи.

Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.

- Мы показали проведение первых трёх этапов учебной деятельности формирования регулятивных УУД по технологии проблемного урока.

- Давайте ещё раз назовём их и кратко охарактеризуем приёмы.

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Приёмы организации принятия цели:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Приёмы организации планирования собственной учебной деятельности:

- обсуждение готового плана решения учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

- составление своего плана решения учебной задачи.

Для детей, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Приём организации прогнозирования:

- прогностическая оценка при изучении нового материала.

В процессе повторения теоретических знаний, появились первые три пункта алгоритма этапов формирования регулятивных УУД (на доске: целеполагание, планирование, прогнозирование)

-Мы подошли к следующим компонентам учебной деятельности. Кто поможет назвать их? Контроль, с возможной коррекцией, оценка.

- Перед Вами карточка с заданием:

«У каждого на листе внутри рамки нарисована фигура. Рассмотрите её очень внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в пустой рамке».

- Давайте спланируем компоненты формирования регулятивных УУД.

Целеполагание: приём

(К примеру: на что похожа фигура? – на домик; отдыхающего оленя и т. д.

Нам необходимо нарисовать этот образ, фигуру как можно точнее. Чтобы в красивый домик поселить друга или чтобы рядом был друг.

- Какое задание будем выполнять? – рисовать такую же фигуру.

Планирование:

- Составим план:

1. Изучаю, «фотографирую» форму.

2. Сравниваю расстояние между отрезками, форму углов.

3. Аккуратно рисую фигуру.

4. Сравниваю с образцом.

- Где можно использовать умение передавать форму фигуры?

(при выполнении рисунков, поделок, конструировании и т. д.)

Прогнозирование:

- Кто уверен, что правильно нарисует фигуру? (+); сомневается? (-); не сможет?).

- Формулируя цель задания, составляя план действий, прогнозируя результат, мы с Вами прошли этап контроля и коррекции регулятивных УУД. СЛАЙД

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Приём организации контроля и коррекции:

- сравнение с образцом;

Согласно мнению Д. Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля.

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Научившись работать с эталонами такого вида, дети смогут выработать собственные.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

- А теперь поработаем с «волшебными линеечками».

Оцените свою работу при помощи значка «х» по критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность).

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий – это заключительный компонент формирования регулятивных УУД.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Подведём итог по алгоритму.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Формирование самоконтроля, как компонента регулятивных УУД, требует специальной педагогической работы.

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ребёнка, необходимо спрашивать его:

- Что нужно было сделать в этом задании?

- Какая была цель, что нужно было получить?

- Удалось ли получить результат?

- Найдено решение, ответ?

- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?

- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?

- Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

Давайте оценим эмоциональное состояние после совместной работы.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Публикации по теме:

«Профессии». Презентация для детей среднего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений.

Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет)Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет) Предлагаю на рассмотрение «Экологическую мозаику». Игра понравилась детям, её высоко оценили коллеги. Автор: воспитатель Чекмарёва Светлана.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приёмы формирования УУД
Опубликовано: 20 января 2014 в 18:49
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...