Приёмы развития слуха и голоса детей. Эффективные методы вокальной работы с дошкольниками

Ирина Волобуева
Приёмы развития слуха и голоса детей. Эффективные методы вокальной работы с дошкольниками

Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально- слуховых представлений:

Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

• Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

• Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

• Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

• Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

• Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

• Пение "по цепочке";

• Моделирование высоты звука движениями руки;

• Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

• Настройка на тональность перед началом пения;

• Устные диктанты;

• Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;

• Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

• В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;

• Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;

• Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т. п.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

• представление "в уме" первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный "У" с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

вокализация песен на слог "лю" с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр. ;

выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;

• при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

• расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

• целенаправленное управление дыхательными движениями;

• произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

• проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

• речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т. е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;

• нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

• вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т. п.

• сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

• запись основных правил пения на плакатах;

• постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

• организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

• юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

• различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

• одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

• использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

• формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление "в уме" звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т. п.

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух – способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

В. П. Морозов писал: "Вокальный слух это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования. "

Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению.

Заключение

Эффективность обучения в детском хоровом коллективе зависит от выбора методов обучения. Методы обучения характеризуются тремя признаками: цель обучения, способ усвоения, и характер взаимодействия. В вокальной педагогике используются и общедидактические методы. Среди них такие, как:

1. наглядный метод (слуховой, зрительный).

2. словесные методы: беседа, обсуждение характера музыки, обобщения, введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении; словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.

3. методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений и заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые).

4. движение под музыку. Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизация песен, музыкальные игры, моделирование движение ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнении песни и пр., что вызывает у учащихся интерес к работе.

В самодеятельном хоре ведется работа по постановке голоса, обучения нотной грамоте, пения по нотам, общемузыкальная эрудиция. Важнейшей частью в творческой работе хорового коллектива является концертно-исполнительская деятельность. Она является одним из активных средств музыкально-эстетического воспитания.

В своей работе руководитель хора должен учитывать психологическую характеристику младшего школьного возраста. Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учение. Но и игра занимает большое место в их жизни. Она способствует формированию цельных качеств в личности.

В нетрадиционных формах обучения учитель вправе свободно конструировать урок, но все элементы урока подчиняются его теме, а сам урок обеспечивает целенаправленное развитие учащихся. На сегодняшний день существует несколько десятков нетрадиционных уроков. Для проведения уроков музыки наиболее приемлемы:

1. урок-игра;

2. урок-путешествие;

3. урок-праздник;

4. урок-концерт.

Подобные уроки предполагают использование самых разнообразных методов обучения.

Разнообразное применение методов обучения ярко представлены во второй главе в программе "Любимая песня". В современных условиях важную роль играет репертуар песен, но при этом нужно учитывать возрастные особенности детского голоса. Цель всех музыкально-развлекательных программ, представленных в данной работе, это социальная адаптация детей в процессе целенаправленной организации досуговой деятельности и возможности ребенка, а главное предоставить возможность полноценного отдыха пришедших в хор. На сегодня известно большое количество методов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке. Наша конечная и главная цель всей работы – это воспитание человека. Помочь ребенку почувствовать себя творцом, ощутить состояние счастья от того, что удалось движением или голосом выразить то сокровенное, что не могло выразиться словом.

Публикации по теме:

Преодоление нарушений речевого голоса у дошкольников посредством логопедических игр Основной целью работы учителя-логопеда по преодолению нарушения речевого голоса в детском саду, является формирование голоса, приближенного.

Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста. Важность певческой деятельности для детей.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приёмы развития слуха и голоса детей. Эффективные методы вокальной работы с дошкольниками
Опубликовано: 19 января 2014 в 16:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...