Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры

Олеся Белова
Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Воспитание слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Дошкольное детство - начальный этап развития музыкального восприятия и ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

В своей практике я много сталкиваюсь с тем, что ребёнку дошкольного возраста тяжело воспринимать крупные музыкальные произведения, выслушивать их до конца. Ребёнок теряет интерес, начинает невольно отвлекаться, и соответственно пропускает главную мысль, идею произведения, не замечает выразительность музыки. После нескольких неудачно проведенных занятий я пришла к выводу, что их необходимо разнообразить, дополнить эффективными приёмами активизации, попробовать применить другие формы работы с детьми.

Так возникла идея организации «Музыкальной гостиной», где дети не только слушают музыку, смотрят, как ее исполняют музыканты с помощью мультимедиа, но и говорят о музыке, обмениваясь своими впечатлениями друг с другом.

Все чаще в своей практике педагоги пользуются современными технологиями, используют современные музыкальные инструменты, такие как синтезатор. Применять его можно по-разному. При помощи синтезатора, можно не только сочинять и аранжировать детские песни, но и развивать тембровый слух ребенка.

Заметив у детей неподдельный интерес к синтезатору, я решила рассказать о нем детям. Рассказать о возможностях инструмента, способности имитировать звуки окружающего нас мира, воспроизводить голоса других музыкальных инструментов.

Например, детям предлагаю послушать звучание знакомой мелодии одним из голосов синтезатора и дать характеристику звуку. Затем познакомиться с изображением, способом игры на нем и при помощи пантомимы самостоятельно продемонстрировать игру на этом музыкальном инструменте. Познакомившись с инструментами разных групп, я провожу викторину, где обобщаются знания детей о тембрах и характере их звучания.

Дидактическая игра- это еще один хороший способ закрепления знаний детей об инструментах. Можно выдать карточки с изображением музыкальных инструментов и попросить поднять ту карточку, чей голос звучал на синтезаторе в данный момент. Затем задание усложняется. Детям предлагается прослушать произведение в исполнении оркестра и выбрать из набора карточек те, которые звучат в оркестре.

Широко используется приём - оркестровки музыкальных произведений. Он побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, соотносить имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов со звучанием музыки.

Очень нравится детям приём пластического интонирования. Этот приём помогает правильно воспринимать высокие и низкие звуки, понять, как движется мелодия и лучше её запомнить.

Приём «контрастного сопоставления» музыкальных произведений позволяет в проблемной форме определять характер музыки, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.

Приём «цвет–настроение», позволяет увидеть музыку в ее цветовом многообразии, закрепить представления о её характере.

Объединение различных видов искусства: музыка, поэзия, живопись - всегда желательно, это очень нравится детям. Важно только правильно подбирать музыкальные произведения. Для образного, эмоционально-осознанного постижения содержания музыкального произведения я читаю стихи, близкие по настроению исполняемой музыке, показываю репродукции картин, иллюстраций, видеопрезентации.

В результате таким образом построенной работы очевидна динамика роста музыкальной восприимчивости детей. Они стали более внимательными, сосредоточенными, прислушиваются к каждому нюансу музыкального произведения, с удовольствием высказываются о характере и средствах музыкальной выразительности. Дети стали узнавать знакомые инструменты, называть их, рассказывать о них.

Благодаря разнообразию приемов у детей была сформирована потребность общения с музыкой, сопереживание выраженным в ней чувствам, сформировано эмоционально-оценочное отношение к ней, появился достаточный опыт восприятия доступных жанров и стилей музыки.

Дети охотно принимают участие в фестивалях и конкурсах детского художественного творчества и показывают хорошие результаты. К процессу музыкального развития ребенка с удовольствием подключились и родители. Они интересуются успехами детей, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных сказок, посещают с детьми театры, планируют дальнейшее художественно-эстетическое развитие детей.

Публикации по теме:

Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием.

Музыкально-дидактическая игра нравственно-патриотической тематики «Почтальон»Музыкально-дидактическая игра нравственно-патриотической тематики «Почтальон» Все мы знаем, что нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не имея представления о ее прошлом, не зная как любили и берегли.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 06:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры»
В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра поднимались до...
Лепка «Грибы для белочки»
Осенью во время познавательных занятий расширяем представление детей о дарах леса-грибах. Используем во время тематической недели иллюстрации, пособия,...
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита...
Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания, материала...
Рецепт салата «Винегрет пикантный»
Я хожу, брожу без дела, Размышляю, что бы сделать. Мысль мелькнула – на обед Приготовлю винегрет! Свёклу я достал, морковь, А потом картошку. Тщательно помыл...
Выставка к конкурсу «Дары осени» — поделки из овощей, фруктов, семян и других...
Конкурс «Дары осени». Фотоотчет. Осень – очаровательное время года, богатое яркими красками, урожаем и разнообразным природным материалом. Традиционно в...