Приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Ирина Калинина
Приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношение с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Её необходимо развивать. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам и эмоциям других. Замкнутость на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и со сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает его чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Существует несколько классификаций эмоций. Наиболее удобной для практических целей является классификация К. Изорда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, радость, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по:

- мимике (выразительным движениям мышц лица)

- пантомимике (выразительным движениям всего тела)

- вокальной мимике (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувствительная сфера.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер - бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. В дальнейшем они проявляются во всех видах деятельности. Для повышения эмоционально развития детей дошкольного возраста необходимы специальные занятия. Одной из эффективных технологий является психогимнастика.

Психогимнастика

-включает специальные занятия (этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, ее познавательную, эмоциональную, личностную сферы.

Занятия психогимнастикой проводят в четыре этапа.

На первом этапе

следует проиграть мимические и пантомимические этюды для выражения отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также для развития внимания и памяти.

Этюд «После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

На втором этапе

нужно достичь выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Игра «Зеркало настроения»

Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.

Описание игры:. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т. д., а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

Третий этап

носит психотерапевтический характер и должен развивать способность воплощения в заданный образ, корректировать отдельные качества характера.

Четвертый этап

включает снятие напряжения, расслабление, навязывание настроения.

Игровое упражнение «Я и мое настроение»

Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлен, когда…

Когда меня обижают…

Следует отметить необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми.

Обстановка природности, расслабленности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине должны присутствовать во время занятия, которое длится 15-20 минут.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Путешествие в мир эмоцийПутешествие в мир эмоций Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 00:26
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...