«Приглашение на Марс». Открытое занятие по математике в старшей группе

Валентина Брусова
«Приглашение на Марс». Открытое занятие по математике в старшей группе

Приглашение на Марс.

[/b]

Цель:

• Продолжать знакомить детей с космосом, что в космосе есть другие планеты, звезды, созвездия.

• Развивать воображение, творческое и логическое мышление.

• Продолжать упражнять детей в количественном и порядковом счете (используя счет и цвет.)

• Упражнять детей в пространственной ориентировке (слева, справа, между, «соседи».)

• Закрепить состав числа 8.

• Самостоятельно составлять и решать задачи, формировать вопросы и отвечать на них.

• Продолжать работу над часами, учить определять время.

• Развивать умение разбивать множества по двум совместимым свойствам, производить логические операции (круги.)

• Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал:

• конверт, на нем изображение планет;

• 2 альбомных листа бумаги, на которых изображены точки и цифры;

• палочки Кюизенера;

• воздушный шарик;

• картины с изображением транспорта;

• ведро с веревкой, шарик;

• плоскостные и объемные блоки Дьенеша;

• зонт с изображением созвездий;

• листы бумаги с изображением 2-ух кругов- синим и красным;

• карта с символами.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я сегодня в группе утром нашла интересный конверт, очень интересный (на нем изображение планет.) Давайте посмотрим, что в конверте. О, да здесь приглашение.

Приглашение.

«Ребята, мы люди с другой планеты «Марс», потерпели аварию и просим Вас о помощи. Наш космический корабль разбился, а осколки разбросало по всей планете».

Воспитатель: У жителей другой планеты случилась беда, они просят о помощи. Как вы думаете, дети, что нам делать? (Дети конечно предлагают помощь.)

Воспитатель: А чем и как мы им поможем? (Дети дают ответы, предложения.)

Воспитатель: Дорога у нас дальняя, тяжелая, поэтому перед дорогой немножко отдохнем и решим, на чем нам отправляться в путь-дорогу. А сейчас послушайте сказку:

Сказка.

«Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду «Солнце», пытаясь разгадать тайну рождения, жизни и смерти звезд. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу.

«Возьму свою старую карету, запрягу в нее сильных коней, да и помчусь!»-решил он.

-Что ты! Что ты! - закричала карета.

-Мне не выдержать такого длинного путешествия. Ведь оно продлится не менее 500 лет. Возьми уж лучше автомобиль (Детям предложить определить, на каком из автомобилей Звездочет отправится к Солнцу.)

Выбрал Звездочет самый быстрый автомобиль. Но едва взялся за руль, как зафыркал мотор: Фр - р.

-Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха! Возьми лучше самолет, он летать умеет.

Отправился Звездочет к самолету: но самолет отказался выполнять его просьбу. В космосе нет воздуха, и его крыльям не на что опереться. Только ракета может летать в безвоздушном пространстве.

-Я самая выносливая, самая быстрая, я тебя быстро довезу - ответила ракета.

Воспитатель: Ребята, значит, на чем нам надо лететь на Марс?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Марсиане нам прислали 2 необычные карты- схемы, на которых стоят точки и цифры. Ребята, как вы думаете, что это такое? (Дети предлагают соединить точки с цифрами прямыми линиями.)

Воспитатель: Разделимся, ребята, на 2 команды, и постараемся соединить все правильно по порядку от 1 до 9, от 2 до 8.

Воспитатель: Я, вижу у вас все готово, соединяем две части вместе и у нас получилась?

Дети: Ракета.

Воспитатель: (Отпускает надутый, не завязанный воздушный шарик. Шарик быстро и беспорядочно мечется по комнате, и у него со свистом вырывается струя воздуха.)

Воспитатель: Почему шарик летает, когда из него выходит воздух?

Ответы детей:

Воспитатель: Потому что его толкает сила воздуха, которым наполнен надутый шарик. И ракета летит в космос по той же причине. Ее толкает вверх струя газа, которая с грохотом вырывается из хвоста- сопла ракеты. А откуда газ появляется в ракете?

Ответы детей:

Воспитатель: Газ образуется от сгорания жидкого топлива, которым заполнена ракета. Топливо сгорает и превращается в мощную струю газа. Она и мчит ракету вперед. Чтобы ракета смогла преодолеть притяжение земли и поднять космический корабль в космос, ей необходимо развить огромную космическую скорость. Она должна пролететь одиннадцать километров за одну секунду. За одну секунду вы сможете, например, махнуть рукой или сказать «Мама». А ракета за это время умчится вперед на одиннадцать километров.

Воспитатель: А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Ракета наша вылетает-10 минут десятого. Подведите свои часы правильно. И так время начала полета установили и отправляемся в полет:

Физкультминутка:

-На носочки поднимитесь,

-Раз, два (1-2 стойка на носках, ладони образуют «купол ракеты»)

-А потом руки вниз

-Три, четыре( 3-4 основная стойка)

Пуск-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0. Полетели!

Воспитатель: Пока летим на ракете, давайте поиграем в игру: «Закончи предложение»

1. Сколько солнышек на небе? (Одно)

2. Солнце светит днем, а луна? (Ночью)

3. Мы ужинаем вечером, а завтракаем (Утром)

4. Мы завтракаем утром, а обедаем (Днем)

5. Мама уходит на работу утром, а возвращается (Вечером)

Воспитатель: Дети! Для быстрой ориентировки на звездном небе, астрономы разделили небосвод на районы, а звезды на группы, созвездия. Самые заметные, самые яркие звездочки они соединили воображаемыми линиями, будто рисовали по небу, а потом определили на что похож рисунок.

(Рассматривание созвездий на зонте)

Ответы детей:

Воспитатель: И вот мы уже приближаемся ближе к планете «Марс», и посмотрим в подзорную трубу:

1. Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

2. Назовите ближайшую к Солнцу планету? (Меркурий)

3. Какая она по счету от Солнца? (1)

4. Назовите самую удаленную от Солнца планету? (Плутон)

5. Какая она по счету от Солнца? (9)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем установить с вами, что удерживает спутник на орбите?

Опыт: (Дети кладут шарик в ведро. Выясняют с помощью действий, что произойдет, если ведро перевернуть- шарик выпадет. Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: (Демонстрирует вращение ведра за веревочку- шарик не выпадает) Детей подводит к выводу: когда предметы крутятся (двигаются по кругу) они не падают - действует земное притяжение. Это же происходит и с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.

Воспитатель: Вот мы и подлетели к планете «Марс» и я слышу позывные, которые передают «марсиане». По Марсу очень трудно передвигаться, и они нам предлагают необычный «цветной поезд». Проходите в вагоны и рассаживайтесь поудобнее.

Все уселись? Двери в вагонах закрываются и поезд отправляется.

1. Ира, в каком вагоне по счету ты едешь? Какой он по цвету?

2. Павлик, какие соседи по счету у твоего вагона?

3. Ребята, в каком по счету вагоне едет Павлик?

4. Саша, сколько мест в твоем вагоне?

5. Ребята, в каком по цвету вагоне едет Саша?

6. Таня, какие вагоны по счету стоят слева от твоего вагона7 Ты, в каком по цвету вагоне едешь?

7. Витя, какие вагоны по цвету стоят справа от твоего вагона? И твой вагон какой по счету?

8. Женя, между какими вагонами по цвету стоит твой вагон? Твой вагон по счету?

9. Какой вагон самый короткий? Какой он по счету?

10. Какой вагон самый длинный? Какой он по счету?

Воспитатель: А вот и остановка. Давайте выйдем из вагонов и сделаем маленькую разминку.

Физкультминутка:

«Вверх руки подняли и покачали-

Это деревья на планете.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Воспитатель: Отдохнули, дети? А сейчас вы соткете себе «коврик»- длина его 8 см, а потом присядете на нем на поляне. Какой длины нитки вы будете брать для этого коврика? (состав числа 8, используя палочки Кюизенера)

1 + 7; 4 + 4;

2 + 6; 5 + 3;

3 + 5; 6 + 2;

7 + 1.

Воспитатель: И сидя на этом «коврике» вы, ребята, будете составлять задачи по картинкам, а ответы показывать соответствующей «ниточкой» (Дети составляют, решают задачи, а ответ показывают соответствующей палочкой Кюизенера)

Воспитатель: А сейчас я слышу позывные, кто-то знает, где находятся осколки космического корабля, только надо правильно набрать код по заданному заданию, и нам скажут, где они находятся.

Игра «Набери код»

1. Какое число стоит до 6? (5)

2. А какое после 4? (5)

3. Какое число больше 5 и меньше 7? (6)

4. Какое число находится между 3 и 5? (4)

Воспитатель: Набрав этот код, мы дети очутились с вами на двух интересных полянах- красной и синей. А вот и осколки космического корабля. Мы сейчас разложим осколки по полянам, а потом смастерим космический корабль по образцу.

Задание: (работа с плоскостными фигурами Дьенеша)

1. На красную поляну положить все красные фигуры.

2. На синюю поляну – все круглые фигуры.

(Спросить у детей – почему между кругами лежат 2 красных круга)

Дети: В области пересечения двух кругов поселились фигуры – круги (большой и маленький, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).

Воспитатель: А сейчас из этих осколков смастерим космический корабль по образцу. (Дети выкладывают.)

Воспитатель: Дети! Я слышу позывные. А вы слышите? (звучит любое музыкальное сопровождение.) Марсиане благодарят нас за оказанную им помощь. А нам пора возвращаться домой. Садитесь на ракету. (Дети встают, поднимают руки вверх.) Пуск -6-5-4-3-2-1-0.

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрим на часы – на них 25 минут десятого. (Дети устанавливают время на часах.)

Воспитатель: Мы очень быстро прилетели на Землю. Потому что наша Земля все и всех притягивает к себе. Вы, дети, знаете, что на нашу планету падает много мелких камней, прилетевших из космического пространства. Эти небесные камни называются «метеоритами». Посмотрите, как много камней упало на нашу планету. Возьмите их в руки и расскажите – какие они.

Дети:

1. Красные, желтые, синие.

2. Круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

3. Большие, маленькие.

4. Толстые, тонкие. (Работа с объемными блоками Дьенеша)

Воспитатель: А сейчас мы вернем эти «метеориты» на свои места. (Дети на карте раскладывают объемные блоки Дьенеша по признакам. 0

Воспитатель: Ребята, вы настоящие друзья. Не испугались отправиться в такое дальнее путешествие и помогли «марсианам» в беде.

А вам понравилось ваше путешествие? Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей:

«Приглашение на Марс». Открытое занятие по математике в старшей группе
Публикации по теме:

Лепим космосЛепим космос Мы в очередной раз продолжаем знакомить детей с космосом, с историей развития космонавтики, с людьми, работа которых связана с освоением.

Загадочный космос в детских поделкахЗагадочный космос в детских поделках Земля – песчинка в Океане, Среди бесчисленных миров. И мы не только лишь земляне, Коль слышим межпланетный зов. И если крылья для полёта,.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
«Приглашение на Марс». Открытое занятие по математике в старшей группе
Опубликовано: 7 мая 2013 в 10:52
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...