«Прикоснись к святому лику». Урок по ознакомлению с древнерусским искусством иконописи с применением ИКТ

Ольга Перькова
«Прикоснись к святому лику». Урок по ознакомлению с древнерусским искусством иконописи с применением ИКТ

Прикоснись к святому лику

Цель:

-познакомить обучающихся с историей появления древнерусских икон;

-постичь глубину духовного содержания икон;

-пробуждать у детей чувства уважения к таланту иконописцев, к их мастерству;

-развивать чувство эстетизма через изучение древнерусских икон;

-развивать познавательные и творческие способности;

- способствовать воспитанию уважения и любви к истории своей Родины.

Задачи:

-раскрыть смысл иконописного изображения;

-показать связь прошлого и настоящего;

-расширить словарный запас и кругозор обучающихся;

-получить эстетическое наслаждение от общения с древней духовной культурой.

Оснащение:

Презентация урока, песни Ж. Бичевской «Господи, помилуй», Л. Кошминой «Николаю Чудотворцу», песня «Аве Мария».

Тип занятия: получение, обобщение и систематизация знаний

(Перед уроком организуется экскурсия по храмам, монастырям, церквям. Дети знакомы с церковными таинствами, обрядами, имеют представление о том, как создавались церкви, кем, какие имеются церковные атрибуты).

Начало урока на фоне слайда №1

Слышится колокольный звон, играет песня Жанны Бичевской «Господи, помилуй» слайд №2

-Дети, мы слышали песню в исполнении Ж. Бичевской на слова иеромонаха Романа. Как вы думаете, о чем она? Какое бы название ей дали? (Это молитва. Поется о святой земле, о Руси. Можно сказать, что прозвучала молитва за русскую землю)

-Какие слова подсказали, что прозвучала молитва? (Господи, помилуй)

-Действительно, редкая молитва у христиан обходится без этих одухотворенных, чистейших слов. Вспомним, кто первый принес на Русь первое слово, кто стал основателем славянской азбуки?

(равноапостольные братья Кирилл и Мефодий) слайд №3

-Молитва всегда шла нераздельно от великих святынь земли. Что же имеется ввиду? Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение, в котором будет содержаться ответ на вопрос.

Слайд №4

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю. (М. Ю. Лермонтов)

-На что же издавна надеялись, во что верили русские люди? К чему они обращались с просьбами мольбы иконам)

-Действительно, молитва всегда шла рядом с иконой, а икона - рядом с молитвой. Сегодняшний урок поможет нам прикоснуться к святому святых, стать чуточку ближе к православной культуре, берущей с вои корни в далекой древности. Мы поведем речь об иконах.

Икона сопровождала человека с колыбели и до самой смерти. Как истинную святыню ее украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икону крепили на ворота города, дабы уберечь его от набега иноземцев, икона давала силы русским воинам на сражение. В избе для нее отводилось особое почетное место - красный угол. слайд №5

-Что же такое икона? Чем она отличается от картины? (Икона - это изображение Бога, Богоматери, Святых, изображение христианских праздников. На картинах же изображаются обычные люди, предметы, природа, события). СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-С чем у вас ассоциируется слово «икона»? (Возможные варианты ответов: храм, церковь, ангелы, святые города, такие как Рязань, Киев, Новгород, Владимир, Москва).слайд №6

-Действительно, всё, что мы назвали непосредственно связано со святыми иконами и, конечно, с их авторами.

-Как называют людей, пишущих иконы? (иконописцы) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-Какие имена иконописцев вы знаете? (дети уже знакомы с мастерами Феофаном Греком, Дионисием, Андреем Рублевым) слайд №7

Слайд №8 -Совершенно верно, А. Рублев написал икону «Троица», расписывал соборы, Дионисий мастерски украшал соборы Московсого Кремля фресками, Ф. Грек расписывал множество храмов. Хотелось бы сегодня более подробно рассказать о работе Рублева.

Тема Троицы воплощает идею триединого Бога (Отца, Сына и святого Духа, воспринимается и по сей день как символ духовного единства, согласия, примирения, взаимной любви, верности, готовности жертвовать собой ради общего блага.

В иконе Рублева внимание сосредоточено на трех ангелах в безмолвном общении. Все лица Святой Троицы абсолютно равны между собой, поэтому и ангелы на иконе похожи друг на друга. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца. Телец символизирует новозаветного агнца, т. е. Христа (СЛОВАРНАЯ РАБОТА).

Левый и средний ангел благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Правый ангел-Дух Святой - символизирует скорбь и глубокую печаль от этой жертвенности.

-Обратите внимание на цвет одежд ангелов? Какие присутствуют цвета? (синий, красный)Почему иконописцем выбраны именно эти оттенки?

Синий и голубой цвета обозначают бесконечность неба, символ вечного неба. Левый ангел в золотой одежде. Этот цвет олицетворяет самого бога, его величие. Центральный ангел облачен в красные одежды – символ веры, любви, надежды. Но в то же время это ознаменует жертвенность, кровь, которую проливает за человечество Христос. Зеленый цвет –природный: цвет листьев, травы, вечного обновления.

-Какие чувства возникают у вас, когда смотрите на это творение русской иконописи? (заслушать варианты ответов детей)

-Да, создание икон – истинное таинство, которым мог овладеть только настоящий мастер (слайд, где мастер пишет икону). Застывшие выразительные лики смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Не удивительно. Что у нас создается ощущение, что иконы умеют говорить словно живые.

(играет спокойная музыка, выходит ребенок, заранее приготовивший чтение стихотворения наизусть)

В одном краю когда-то жило племя.

Привольно размножался древний род.

Века его вели. Настало время –

И люди в нем составили народ.

Хранит сей род великая Природа.

Я и сама к нему принадлежу.

И в душу непригретого народа

Со скорбью и терпением гляжу.

- Иконы- тот же святой лик Божий. Иконам не просто верили, им поклонялись во все времена. Молитва перед иконой спасала от болезней, уныния, помогала в трудные годины нашей Родине.

Слайд №9 Безусловно, вы слышали про икону святого Николая Чудотворца. (спросить, что детям известно об этом святом)

Святитель Николай чудотворец прославился как великий угодник Божий. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Николай-Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых. Почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе — иконы Николы-Угодника. Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что его стали называть покровителем русского народа, в иконописи помещали нередко по левую руку от Христа (по правую руку изображалась Богородица).

-Как вы думаете, с какими просьбами чаще всего обращаются к этой иконе?

К Николаю-Чудотворцу обращаются за помощью в самых неразрешимых делах, как духовных, так и житейских. Он помогает воинам, защищает от нападения. Николай Чудотворец был на столько почитаем, что не зря говаривали, будто почти половина храмов были Никольские. Чем бы вы это объяснили (заслушать ответы детей).

Московский Патриархат отвечает на этот вопрос: «А почитание это произошло потому, что в в жизненном, в духовном опыте – сотен, тысяч и миллионов людей Николай Чудотворец сыграл очень существенную роль. Люди молились ему и получали ответы на эти молитвы. Люди обращались к нему за помощью и совершались чудеса. И этот опыт не только людей древности, но и современных людей. Зайдите в любой православный приход, и опросите людей, которые пришли на службу: чем вам помог Николай Чудотворец, почему он вам дорог? И почти каждый расскажет какой-нибудь случай из собственной жизни, который связан с помощью, с небесным заступничеством Николая Чудотворца. Таких историй много».

-В годы войны был даже учрежден орден имени этого святого. Кто знает полное его название? (1917—1922) был учрежден Орден Святого Николая Чудотворца.

-За что давалась эта награда?

Подход к награждению этим орденом был очень строгим. Орденом Святого Николая Чудотворца мог быть награжден лишь тот, кто, «презрев очевидную опасность, и, явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный явным успехом и принесший полную пользу».слайд №10

Припадая к этой иконе, обращаясь к ней люди очищаются помыслами, радуются сердцем и душой.

Прослушайте песню Ларисы Кошминой, в которой воздается хвала божественному лику. (слушают песню) слайд №11

-Ребята, мне бы хотелось обратить сегодня ваше внимание еще на одну икону, прикоснуться еще к одному замечательному творению рук человеческих. К какую именно - попробуйте догадаться. Я прочитаю стихотворение, а вы ответьте на вопрос: об иконе с чьим образом идет речь?

По осенним седым облакам

Вошла Богородица в храм,

На колени она опустилась.

Перед образом сына молилась.

И над всеми, кто верить готов,

Распростерла святой свой покров.

-Речь идет об иконе Богоматери.

Слайд №12

-Действительно, это изображение есть в каждой церкви без исключения. Считается, что Богоматерь покровительствует Руси, ее благу, спасает человека от бед и несчастий. Поэтому ее всегда любили и почитали, преклонялись этой иконе. Чудотворных икон Богоматери на Руси было немало: Смоленская Донская Богоматерь, Казанская и другие. Но Владимирская Богоматерь особо выделяется среди них. Как вы думаете, почему?

-Именно эта икона несколько раз спасала Москву от набега монголо – татар. Слайд №13

икона Донской Богоматери?

-Принимала участие в Куликовской битве.

-Изображений Богоматери много, но если внимательно всмотреться в них, то можно заметить нечто общее. Что же это за черты, которые объединяют все эти иконы?

Возможные ответы детей

-Все иконы наполнены таинством, глядя на которые возникает благоговейный трепет.

Изображена Богоматерь обычно в печали. Но она разная: то скорбная, то светлая.

-Вы правы. Действительно, изображая Деву Марию, иконописцы стремились донести образ, в котором бы воплотились скорбь о страданиях ее Сына и светлая надежда на то, что Сын принесет с собой на землю спасение.

-Образ Девы Марии, Богоматери вдохновлял многих композиторов на создание прекрасных мелодий на религиозную тематику. И не важно, на каком языке поется хвала Пресвятой Деве. Важно другое: какие чувства и эмоции вызывает прослушанная композиция. Прослушайте одно из таких произведений.

Звучит композиция Аве Мария (на фоне изображения Богоматери)слайд №14

-Ребята, мы изучали с вами православную поэзию и знаем. Что многие поэты не оставались равнодушными, глядя на святые лики. К разговорам об иконах мне хочется добавить прекрасные строки Дмитрия Мережковского:

Слайд №15

БОГ

О Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир, Твой вечный храм,

И ночь, и волны, и зарю.

Пускай мученья мне грозят,-

Благодарю за этот миг,

За все, что сердцем я постиг,

О чем мне звезды говорят.

Пока живу - Тебе молюсь,

Тебя люблю, дышу Тобой,

Когда умру - с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала.

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть - благодарю.

-Сегодня нам удалось приоткрыть завесу в мир древнерусского искусства иконописи, хоть на мгновенье прикоснуться к ликам святым, взглянуть в их чистые лица. Посмотреть в глаза, исполненные тоски и скорби. Нам посчастливилось побывать в мире, который всегда будет призывать к единению, согласию на земле. Мы по праву можем гордиться тем, что именно на Руси было создано великое множество великолепнейших икон и мы имеем возможность жить в нашей стране, где всегда почитаемы и священны божественные лики.

Слайд №16

(Урок завершается звоном колоколов, играет повторно песня Ж. Бичевской, дети под звуки мелодии покидают кабинет)

Прикреплённые файлы:

perkovaos_0mdlo.pptx | 2726,77 Кб | Скачан: 166
 
Публикации по теме:

Непосредственно-образовательная деятельность «Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы»Непосредственно-образовательная деятельность «Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы» Непосредственно-образовательная деятельность «Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы» Программные задачи. Дать детям первоначальное.

Тематическое занятие: «Сретение Господне» Тематическое занятие: «Сретение Господне» \ для детей старшего дошкольного возраста \. Цель: Познакомить детей с праздником православного.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • История
  • История
Автор публикации:
«Прикоснись к святому лику». Урок по ознакомлению с древнерусским искусством иконописи с применением ИКТ
Опубликовано: 24 мая 2013 в 17:09
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...