МААМ-картинки

Приложение к пособию «Учимся играя»

ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Приложение к пособию «Учимся играя»

Дидактическое пособие

«Учимся играя»

по развитию математических представлений и логического мышления у старших дошкольников

Разработчик:

Сивцева Т. В. ,

воспитатель 1 кв. категории

для участия в городском конкурсе

«Учебных, методических, дидактических

средств обучения»

г. Березники 2009г.

Содержание.

1. Характеристика – рекомендация

2. Аннотация к дидактическому пособию

3. Результаты диагностики

4. Бумажный носитель: Дидактическое пособие по развитию

Публикация «Приложение к пособию „Учимся играя“» размещена в разделах

математических представлений и логического мышления у

старших дошкольников «Учимся играя»

5. Литература

Характеристика - рекомендация

на дидактическое пособие «Учимся, играя» по развитию математических представлений и логического мышления у старших дошкольников.

Данное пособие разработала Сивцева Татьяна Владимировна – воспитатель 1 кв. категории «Центра развития ребёнка - детского сада №21», образование высшее, педагогический стаж 20 лет. Татьяна Владимировна с 2007 года углублённо работает по методической теме «Интеграция содержания математического образования дошкольников посредством планирования педагогической деятельности». Дидактическое пособие является многофункциональным средством обучения для детей с общим недоразвитием речи и предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основная цель пособия «Развитие математических представлений у старших дошкольников с ОНР через дидактические игры и упражнения». Использование специально подобранных игр позволяет повысить интерес у дошкольников к индивидуальным занятиям, помогает оперировать своими знаниями, яркая наглядность вызывает у детей стойкий интерес к работе. Применяя данное пособие, педагог учит ребёнка устанавливать отношение между целым множеством и его отдельными частями, формирует абстрактное понятие числа, развивает глазомер ребёнка, подводит к обобщённому понятию геометрическая форма, учит ориентироваться в пространстве и во времени.

Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой, непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника становятся прочнее и полнее.

Став полноправным участником образовательного процесса, ребёнок учится самостоятельно находить решение предлагаемого задания, учится рассуждать при принятии правильного решения, закрепляются навыки в согласовании существительного и числительного, правильного употребления пространственных наречий, предлогов, формируется монологическая и диалогическая формы речи.

Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д. Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.

Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам предложенных блоков.

Дидактическое пособие рекомендовано для участия в городском конкурсе учебных, методических и дидактических средств обучения.

Аннотация

к дидактическому пособию «Учимся, играя»

по развитию математических представлений

и логического мышления у старших дошкольников.

«Хороший урок по арифметике – это урок домашнего хозяйства или домашней экономии…». Эти слова принадлежат К. Д. Ушинскому. Математика, конечно, должна быть интересной, весёлой и доступной. И тогда она увлекает детей. Именно игры помогают ненавязчиво, без давления закрепить математические взаимозависимости в различных жизненных обстоятельствах.

Углублённо работая по теме «Интеграция содержания математического образования дошкольников посредством планирования педагогической деятельности» и изучив специальную литературу меня как воспитателя – стажиста заинтересовала проблема поиска эффективных методов и приёмов по развитию у старших дошкольников с ОНР математических представлений. Так как в современном обществе падает интерес к математике. В связи с техническим прогрессом (использование калькулятора, компьютера) интерес к интеллектуальным играм ослабевает.

Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:

вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс;

совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

широкого общения со сверстниками;

индивидуальный подход к ребёнку, с применением разно уровневых заданий.

Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на основе игровых технологий.

Цель: развитие математических представлений дошкольников через использование игровых технологий.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.

2. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда.

3. Закрепить знание цифр от 0 до 9.

4. Формировать у детей первоначальные измерительные умения.

5. Иметь представление об известных геометрических фигурах.

6. Упражнять в употреблении в речи пространственных наречий и предлогов.

7. Развивать представление о необратимости бесконечности течения времени.

Новизна данного пособия заключается в том, что помимо формирования математических представлений пособие способствует расширению кругозора детей, развитию понимания межпредметных связей.

Практическая ценность состоит в том, что в ходе работы помимо образовательных задач решаются коррекционные задачи: согласование существительных в роде и числе с числительными, прилагательными; употребление наречий, предлогов, развитие внимания, памяти, логических форм мышления.

Индивидуально – дифференцированная работа с каждым ребёнком позволяет добиться высоких результатов. Ребёнок усиленно переносит полученные знания на другие виды деятельности. Это является показателем качества коррекционной работы.

В пособии разработано 5 блоков:

Количество и счёт

Величина

Геометрические формы

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Став полноправным участником образовательного процесса, дети учатся самостоятельно находить решение предлагаемого задания, учатся рассуждать при принятии правильного решения.

1. Работая с блоком «Количество и счёт», детям сначала предлагается упражнение на пересчитывание, отсчитывание, употребление предлогов, на установление равенства, определения цифр до 10, сравнение множеств, счёт по порядку. В упражнениях № 9 и № 10 дети работают фломастером по карточке, которая вложена в файл. Упражнения этого плана развивают умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Блок «Величина» представлен играми и упражнениями на выявление понятий большой и маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий; у детей развивается глазомер.

3. Блок «Форма» знакомит детей с плоскостными и объёмными фигурами, игрой для подгруппы детей с соревновательным элементом. У детей развивается умение анализировать форму знакомых предметов.

4. Блок «Ориентировка во времени» подразумевает развитие представлений о временах года, частей суток, дней недели, развивает наблюдательность, умение обосновывать ответ.

5. Блок «Ориентировка в пространстве» предлагает детям ориентировку от себя вправо – влево, ориентировку на листе бумаги, на итоговой иллюстрации решается ряд задач (возможны диагностические вопросы).

Занимательность сюжетов предлагаемых в пособии рисунков способствует развитию наблюдательности, умению включиться в поиск, выделять отдельные признаки предмета или явления, находить существенные или второстепенные признаки, сравнивать и сопоставлять, делать вывод, аргументировать свой ответ, понимать логику и закономерность явлений.

Предлагаемое дидактическое пособие является результатом творческой работы педагога за 2008 – 2009 учебный год.

Эффективность дидактического пособия в том, что в ходе его разработки учтены дидактические принципы обучения.

При апробации данного пособия была взята подгруппа дошкольников старшего возраста с ОНР, а вторая подгруппа занималась без использования данного пособия. По данным диагностики высокий уровень развития математических представлений в подгруппе увеличился на 4%, во второй подгруппе, занимающейся по пособию на 58%.

Став полноправным участником образовательного процесса, дети учатся самостоятельно находить решения предлагаемого задания, учатся рассуждать при принятии правильного решения, закрепляются навыки количественного и порядкового счёта, знание цифр от 0 – 9, представление об известных геометрических фигурах, пространственных и временных понятий.

Использование игровых технологий обеспечивает и усиленность коррекционной работы. Для повышения интереса к занятиям игровые технологии играют огромную роль. Используя игры в обучении, педагог добивается эффективного обучения, учитывает индивидуальные данные каждого ребёнка по развитию математических представлений.

Постепенное выполнение заданий позволяет закрепить математические понятия. Перенести эти знания в другие виды деятельности, а это, по мнению педагога, самый высокий результат эффективности данного пособия.

Сравнительный анализ диагностики

уровней сформированности математических представлений у дошкольников за 2008 – 2009 учебный год

старшая группа

(без обучения по пособию)

Уровни развития Начало года (сентябрь) Конец года (май) Результативность

Высокий 20% 24% Повысился

на 4%

Средний 72% 62% Понизился

на 10%

Низкий 18% 4% Понизился

на 14%

Сравнительный анализ диагностики

уровней сформированности математических представлений у дошкольников за 2008 – 2009 учебный год

старшая группа

(с использованием пособия)

Уровни развития Начало года (сентябрь) Конец года (май) Результативность

Высокий 23% 81% Повысился

на 58%

Средний 66% 19% Понизился

на 47%

Низкий 11% 0% Понизился

на 11%

Результаты диагностики показали, что уровень развития математических представлений с помощью дидактического пособия «Учимся, играя» значительно повысился.

Публикации по теме:

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

Когда игру не купили, а сделали сами!Когда игру не купили, а сделали сами! Делимся с Вами идеей проведения конкурса "Учимся играя, в игре, через игру", который был организован и проведен в нашей группе. Родители.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приложение к пособию «Учимся играя»
Опубликовано: 3 января 2013 в 16:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД