Приложение к пособию «Учимся играя»

ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Приложение к пособию «Учимся играя»

Дидактическое пособие

«Учимся играя»

по развитию математических представлений и логического мышления у старших дошкольников

Разработчик:

Сивцева Т. В. ,

воспитатель 1 кв. категории

для участия в городском конкурсе

«Учебных, методических, дидактических

средств обучения»

г. Березники 2009г.

Содержание.

1. Характеристика – рекомендация

2. Аннотация к дидактическому пособию

3. Результаты диагностики

4. Бумажный носитель: Дидактическое пособие по развитию

математических представлений и логического мышления у

старших дошкольников «Учимся играя»

5. Литература

Характеристика - рекомендация

на дидактическое пособие «Учимся, играя» по развитию математических представлений и логического мышления у старших дошкольников.

Данное пособие разработала Сивцева Татьяна Владимировна – воспитатель 1 кв. категории «Центра развития ребёнка - детского сада №21», образование высшее, педагогический стаж 20 лет. Татьяна Владимировна с 2007 года углублённо работает по методической теме «Интеграция содержания математического образования дошкольников посредством планирования педагогической деятельности». Дидактическое пособие является многофункциональным средством обучения для детей с общим недоразвитием речи и предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основная цель пособия «Развитие математических представлений у старших дошкольников с ОНР через дидактические игры и упражнения». Использование специально подобранных игр позволяет повысить интерес у дошкольников к индивидуальным занятиям, помогает оперировать своими знаниями, яркая наглядность вызывает у детей стойкий интерес к работе. Применяя данное пособие, педагог учит ребёнка устанавливать отношение между целым множеством и его отдельными частями, формирует абстрактное понятие числа, развивает глазомер ребёнка, подводит к обобщённому понятию геометрическая форма, учит ориентироваться в пространстве и во времени.

Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой, непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника становятся прочнее и полнее.

Став полноправным участником образовательного процесса, ребёнок учится самостоятельно находить решение предлагаемого задания, учится рассуждать при принятии правильного решения, закрепляются навыки в согласовании существительного и числительного, правильного употребления пространственных наречий, предлогов, формируется монологическая и диалогическая формы речи.

Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д. Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.

Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам предложенных блоков.

Дидактическое пособие рекомендовано для участия в городском конкурсе учебных, методических и дидактических средств обучения.

Аннотация

к дидактическому пособию «Учимся, играя»

по развитию математических представлений

и логического мышления у старших дошкольников.

«Хороший урок по арифметике – это урок домашнего хозяйства или домашней экономии…». Эти слова принадлежат К. Д. Ушинскому. Математика, конечно, должна быть интересной, весёлой и доступной. И тогда она увлекает детей. Именно игры помогают ненавязчиво, без давления закрепить математические взаимозависимости в различных жизненных обстоятельствах.

Углублённо работая по теме «Интеграция содержания математического образования дошкольников посредством планирования педагогической деятельности» и изучив специальную литературу меня как воспитателя – стажиста заинтересовала проблема поиска эффективных методов и приёмов по развитию у старших дошкольников с ОНР математических представлений. Так как в современном обществе падает интерес к математике. В связи с техническим прогрессом (использование калькулятора, компьютера) интерес к интеллектуальным играм ослабевает.

Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:

вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс;

совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

широкого общения со сверстниками;

индивидуальный подход к ребёнку, с применением разно уровневых заданий.

Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на основе игровых технологий.

Цель: развитие математических представлений дошкольников через использование игровых технологий.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.

2. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда.

3. Закрепить знание цифр от 0 до 9.

4. Формировать у детей первоначальные измерительные умения.

5. Иметь представление об известных геометрических фигурах.

6. Упражнять в употреблении в речи пространственных наречий и предлогов.

7. Развивать представление о необратимости бесконечности течения времени.

Новизна данного пособия заключается в том, что помимо формирования математических представлений пособие способствует расширению кругозора детей, развитию понимания межпредметных связей.

Практическая ценность состоит в том, что в ходе работы помимо образовательных задач решаются коррекционные задачи: согласование существительных в роде и числе с числительными, прилагательными; употребление наречий, предлогов, развитие внимания, памяти, логических форм мышления.

Индивидуально – дифференцированная работа с каждым ребёнком позволяет добиться высоких результатов. Ребёнок усиленно переносит полученные знания на другие виды деятельности. Это является показателем качества коррекционной работы.

В пособии разработано 5 блоков:

Количество и счёт

Величина

Геометрические формы

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Став полноправным участником образовательного процесса, дети учатся самостоятельно находить решение предлагаемого задания, учатся рассуждать при принятии правильного решения.

1. Работая с блоком «Количество и счёт», детям сначала предлагается упражнение на пересчитывание, отсчитывание, употребление предлогов, на установление равенства, определения цифр до 10, сравнение множеств, счёт по порядку. В упражнениях № 9 и № 10 дети работают фломастером по карточке, которая вложена в файл. Упражнения этого плана развивают умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Блок «Величина» представлен играми и упражнениями на выявление понятий большой и маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий; у детей развивается глазомер.

3. Блок «Форма» знакомит детей с плоскостными и объёмными фигурами, игрой для подгруппы детей с соревновательным элементом. У детей развивается умение анализировать форму знакомых предметов.

4. Блок «Ориентировка во времени» подразумевает развитие представлений о временах года, частей суток, дней недели, развивает наблюдательность, умение обосновывать ответ.

5. Блок «Ориентировка в пространстве» предлагает детям ориентировку от себя вправо – влево, ориентировку на листе бумаги, на итоговой иллюстрации решается ряд задач (возможны диагностические вопросы).

Занимательность сюжетов предлагаемых в пособии рисунков способствует развитию наблюдательности, умению включиться в поиск, выделять отдельные признаки предмета или явления, находить существенные или второстепенные признаки, сравнивать и сопоставлять, делать вывод, аргументировать свой ответ, понимать логику и закономерность явлений.

Предлагаемое дидактическое пособие является результатом творческой работы педагога за 2008 – 2009 учебный год.

Эффективность дидактического пособия в том, что в ходе его разработки учтены дидактические принципы обучения.

При апробации данного пособия была взята подгруппа дошкольников старшего возраста с ОНР, а вторая подгруппа занималась без использования данного пособия. По данным диагностики высокий уровень развития математических представлений в подгруппе увеличился на 4%, во второй подгруппе, занимающейся по пособию на 58%.

Став полноправным участником образовательного процесса, дети учатся самостоятельно находить решения предлагаемого задания, учатся рассуждать при принятии правильного решения, закрепляются навыки количественного и порядкового счёта, знание цифр от 0 – 9, представление об известных геометрических фигурах, пространственных и временных понятий.

Использование игровых технологий обеспечивает и усиленность коррекционной работы. Для повышения интереса к занятиям игровые технологии играют огромную роль. Используя игры в обучении, педагог добивается эффективного обучения, учитывает индивидуальные данные каждого ребёнка по развитию математических представлений.

Постепенное выполнение заданий позволяет закрепить математические понятия. Перенести эти знания в другие виды деятельности, а это, по мнению педагога, самый высокий результат эффективности данного пособия.

Сравнительный анализ диагностики

уровней сформированности математических представлений у дошкольников за 2008 – 2009 учебный год

старшая группа

(без обучения по пособию)

Уровни развития Начало года (сентябрь) Конец года (май) Результативность

Высокий 20% 24% Повысился

на 4%

Средний 72% 62% Понизился

на 10%

Низкий 18% 4% Понизился

на 14%

Сравнительный анализ диагностики

уровней сформированности математических представлений у дошкольников за 2008 – 2009 учебный год

старшая группа

(с использованием пособия)

Уровни развития Начало года (сентябрь) Конец года (май) Результативность

Высокий 23% 81% Повысился

на 58%

Средний 66% 19% Понизился

на 47%

Низкий 11% 0% Понизился

на 11%

Результаты диагностики показали, что уровень развития математических представлений с помощью дидактического пособия «Учимся, играя» значительно повысился.

Публикации по теме:

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

Когда игру не купили, а сделали сами!Когда игру не купили, а сделали сами! Делимся с Вами идеей проведения конкурса "Учимся играя, в игре, через игру", который был организован и проведен в нашей группе. Родители.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Приложение к пособию «Учимся играя»
Опубликовано: 3 января 2013 в 16:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...