Приложение к проекту «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора»

Елена Ващенко
Приложение к проекту «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора»

Приложение 1

Примерные схемы сказок-драматизаций.

«Коза-дереза»

Литературная основа. Русские народные сказки «Коза-дереза» (обр. В. П. Аникина, «Сказка о козе луплёной» (обр. А. Н. Афанасьева, «Коза луплёна», «Коза-дереза», «Коза-тарата» (обр. Ю. Г. Кругло-ва, «Старик и коза» (обр. Г. М. Науменко).

Цель. Выявлять возможности детей как создателей нового варианта сказки; стимулировать выбор средств выразительности для передачи образов.

Игровая среда. Маски животных. Народные костюмы (рубашки, сарафаны, платки). Декорации (за-бор, избушка и др.).

Создание игрового сюжета. За основу взят вариант сказки, творчески переработанный детьми (Коза-дереза, убегая от деда и бабы, встречает новых персонажей: курочек, собаку со щенком, лошадь и завёт их с собой в лес, а в лесу зайчику помогают: лиса, волк, медведь, а петушок организует зверей в армию, которая выгоняет козу с другими домашними животными из дома, и ей приходится возвращаться к деду и бабе и просить у них прощения за обман, при этом домашние животные остаются также жить у деда с бабой.). В сюжет включены потешки, дразнилки, песни, игры с пением и танцами.

Творческие развивающие ситуации.

• Придумать шуточные характеристики героям сказки, используя дразнилки, небыли-цы, потешки, считалки и др.

• «Потешный раёк» (нарисовать серию картинок для потешной панорамы по мотивам сказки).

«Глиняный парень»

Литературная основа. Русская народная сказка «Глиняный парень» (обр. Н. Колпаковой).

Цель. Развивать интерес к народной сказке и способность к творческому осмыслению её содержания, к передаче сказочного образа в рисунке. Закрепить представления детей о предметах домашней утвари. Учить использовать нетрадиционные предметы для настольного театра.

Игровая среда. Глиняный горшок – балакирь. Предметы-заместители для настольного театра.

Вопросы и задания для игры-беседы. Представьте себе стеклянного человека, железного человека, деревянного человека. Откуда он мог появиться? Какого ещё человека можно придумать? Чем они отличаются? Изобразите, как они двигаются.

Создание игрового сюжета. Драматизация сказки с использованием глиняного горшка и поролоно-вых фигурок.

Творческие развивающие ситуации.

• Сказки-драматизации «Стеклянный человек», «Железный человек», «Деревянный человек» и т. п.

• Дорисовать силуэт горшка, изобразить сказочный персона

Художественное слово. Стоят два кола, На колах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – дремучий лес. (человек)

Музыкальное сопровождение. Музыкальные зарисовки персонажей и эпизодов сказки. Русская на-родная потешка «Стучит-бренчит по улице».

Приложение 2.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, пере-живать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жиз-ни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имити-руют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, ис-пользовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых празд-ников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год.

Арина. Бабка Ёжка. Баба Яга. В углы Башмачник. Жмурки.

Рождественский сочельник.

Два Мороза. Скакалка. Масло. Орешек. С города долой!

Зимние святки.

Бабка. Гуськи. Дедушка-рожок. Краской. Прялица. Слепая курица и чулок. Слепой козел. «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

Масленица.

В каравай. Взятие снежной крепости. Водить козла. Горелки. Гори, гори ясно. Горшки. Крута гора. Лапти. Летят - не летят. Пирог. Салки. Салки- догонялки. Салки-мартышки. Салки с мячом. Пятнаш-ки с мячом.

Благовещенье.

«Ай да птица, что за птица!» Бабочки и ласточки. В птицы. Воробей. Ворон. Голуби. Жаворонок. Коршун. Ласточки. Огородник и воробей. Птички. Пчелы. Пчелы и ласточка. Филин и пташки.

Вербная неделя.

Верба-вербочка. Дед. Захарка. Мосток.

Пасха.

Игры с яйцами. Чье яйцо дольше покрутится? Катание яиц с горки. Бой яйцами. Солнышко-ведрышко. Береза. Медом или сахаром.

Красная горка.

В круги. Отгадывание.

Лялин день.

Ляля.

Егорьев день.

Лошадки. Пастух и стадо.

Троица (Семик).

В кресты. Венок. Водяной. Горячее место. Ерыкальце.

Никита-гусятник.

В утку. Волк и гуси. Гуси-гуси. Утка и селезень. Заинька. Утица. Уточка.

Давид – земляничник.

У медведя во бору. Волк в лесу. Медведь.

Николай Кочанский.

Капуста. Плетень.

Успение.

Кто с нами? Огородник. Пахари и жнецы.

Семенов день.

Муха. Охотники и собаки. Черный жук.

Покров.

Заря-зарница. Кружева. Молчанка. Пятнашки. У дядюшки Трифона.

Кузьма и Демьян.

Ворон и куры. Золотые ворота. Кузнецы. Курочки. Царевна

Приложение 3.

Считалки

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участ-ники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:

Тара – бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

Приложение 4.

Скороговорки

В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды, вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поров-ну, так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т. д. Разрешается применять шу-точные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т. п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:

Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Скороговорки бывают разные.

Приложение 5

Диагностика развития творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Критерии оценки Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 балла Низкий уровень: 1балл

1. Интерес к драматизации

Проявляет устойчивый интерес к драматизации - 3

Интересуется драматизацией - 2

Не проявляет интереса к драматизации - 1

2.Понимание идеи и со-держания произведения

Понимает главную идею произведения устного народного творчества, поясняет своё высказывание - 3

Понимает главную идею произведения устного народного творчества - 2

Понимает содержание произведения устного на-родного творчества - 1

3. Умение характеризовать персонажей

Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев - 3

Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев - 2

Различает главных и второстепенных героев - 1

4. Умение интерпретации

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе произведения устного народного творчества - 3

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета - 2

Затрудняется выделить единицы сюжета - 1

5. Умение пересказывать произведение.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи - 3

В пересказе использует средства языковой выразительности (сравнения, образные выражения) - 2

Пересказывает произведение с помощью педагога - 1

6. Эмоционально-образное развитие.

Творчески применяет в драматизациях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности - 3

Владеет знаниями о раз-личных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности - 2

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жестов, движения - 1

7. Основы изобразительно-оформительской деятельности Проявляет фантазию при создании эскизов к основным действиям драматизации, создании рисунков по мотивам произведения устного народного творчества - 3

Создает эскизы к основным действиям драматизации, рисует по мотивам произведений устного народного творчества - 2

Создает рисунки по мотивам произведения устного народного творчества - 1

8. Основы коллективной деятельности

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над драматизацией произведения уст. нар. твор. - 3

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности - 2

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над драматизацией и постановкой произведения - 1

Публикации по теме:

Кирилл Авдеенко «Козочка-коза»Кирилл Авдеенко «Козочка-коза» ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ УГОМОНИТЬСЯ ПЕРЕД СНОМ Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев) КОЗОЧКА-КОЗА * Ох ты, козочка-коза! Всё гуляешь, дереза.

Конспект интегрированного занятия для детей младшего возраста по теме «Кто позвал?» Конспект интегрированного занятия для детей младшего возраста по теме «Кто позвал?» Программное содержание: Познание: Закрепить умение.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Деревья и листья
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приложение к проекту «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора»
Опубликовано: 21 января 2013 в 07:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....