Приложение к проекту «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора»

Елена Ващенко
Приложение к проекту «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора»

Приложение 1

Примерные схемы сказок-драматизаций.

«Коза-дереза»

Литературная основа. Русские народные сказки «Коза-дереза» (обр. В. П. Аникина, «Сказка о козе луплёной» (обр. А. Н. Афанасьева, «Коза луплёна», «Коза-дереза», «Коза-тарата» (обр. Ю. Г. Кругло-ва, «Старик и коза» (обр. Г. М. Науменко).

Цель. Выявлять возможности детей как создателей нового варианта сказки; стимулировать выбор средств выразительности для передачи образов.

Игровая среда. Маски животных. Народные костюмы (рубашки, сарафаны, платки). Декорации (за-бор, избушка и др.).

Создание игрового сюжета. За основу взят вариант сказки, творчески переработанный детьми (Коза-дереза, убегая от деда и бабы, встречает новых персонажей: курочек, собаку со щенком, лошадь и завёт их с собой в лес, а в лесу зайчику помогают: лиса, волк, медведь, а петушок организует зверей в армию, которая выгоняет козу с другими домашними животными из дома, и ей приходится возвращаться к деду и бабе и просить у них прощения за обман, при этом домашние животные остаются также жить у деда с бабой.). В сюжет включены потешки, дразнилки, песни, игры с пением и танцами.

Творческие развивающие ситуации.

• Придумать шуточные характеристики героям сказки, используя дразнилки, небыли-цы, потешки, считалки и др.

• «Потешный раёк» (нарисовать серию картинок для потешной панорамы по мотивам сказки).

«Глиняный парень»

Литературная основа. Русская народная сказка «Глиняный парень» (обр. Н. Колпаковой).

Цель. Развивать интерес к народной сказке и способность к творческому осмыслению её содержания, к передаче сказочного образа в рисунке. Закрепить представления детей о предметах домашней утвари. Учить использовать нетрадиционные предметы для настольного театра.

Игровая среда. Глиняный горшок – балакирь. Предметы-заместители для настольного театра.

Вопросы и задания для игры-беседы. Представьте себе стеклянного человека, железного человека, деревянного человека. Откуда он мог появиться? Какого ещё человека можно придумать? Чем они отличаются? Изобразите, как они двигаются.

Создание игрового сюжета. Драматизация сказки с использованием глиняного горшка и поролоно-вых фигурок.

Творческие развивающие ситуации.

• Сказки-драматизации «Стеклянный человек», «Железный человек», «Деревянный человек» и т. п.

• Дорисовать силуэт горшка, изобразить сказочный персона

Художественное слово. Стоят два кола, На колах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – дремучий лес. (человек)

Музыкальное сопровождение. Музыкальные зарисовки персонажей и эпизодов сказки. Русская на-родная потешка «Стучит-бренчит по улице».

Приложение 2.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, пере-живать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жиз-ни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имити-руют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, ис-пользовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых празд-ников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год.

Арина. Бабка Ёжка. Баба Яга. В углы Башмачник. Жмурки.

Рождественский сочельник.

Два Мороза. Скакалка. Масло. Орешек. С города долой!

Зимние святки.

Бабка. Гуськи. Дедушка-рожок. Краской. Прялица. Слепая курица и чулок. Слепой козел. «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

Масленица.

В каравай. Взятие снежной крепости. Водить козла. Горелки. Гори, гори ясно. Горшки. Крута гора. Лапти. Летят - не летят. Пирог. Салки. Салки- догонялки. Салки-мартышки. Салки с мячом. Пятнаш-ки с мячом.

Благовещенье.

«Ай да птица, что за птица!» Бабочки и ласточки. В птицы. Воробей. Ворон. Голуби. Жаворонок. Коршун. Ласточки. Огородник и воробей. Птички. Пчелы. Пчелы и ласточка. Филин и пташки.

Вербная неделя.

Верба-вербочка. Дед. Захарка. Мосток.

Пасха.

Игры с яйцами. Чье яйцо дольше покрутится? Катание яиц с горки. Бой яйцами. Солнышко-ведрышко. Береза. Медом или сахаром.

Красная горка.

В круги. Отгадывание.

Лялин день.

Ляля.

Егорьев день.

Лошадки. Пастух и стадо.

Троица (Семик).

В кресты. Венок. Водяной. Горячее место. Ерыкальце.

Никита-гусятник.

В утку. Волк и гуси. Гуси-гуси. Утка и селезень. Заинька. Утица. Уточка.

Давид – земляничник.

У медведя во бору. Волк в лесу. Медведь.

Николай Кочанский.

Капуста. Плетень.

Успение.

Кто с нами? Огородник. Пахари и жнецы.

Семенов день.

Муха. Охотники и собаки. Черный жук.

Покров.

Заря-зарница. Кружева. Молчанка. Пятнашки. У дядюшки Трифона.

Кузьма и Демьян.

Ворон и куры. Золотые ворота. Кузнецы. Курочки. Царевна

Приложение 3.

Считалки

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участ-ники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:

Тара – бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

Приложение 4.

Скороговорки

В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды, вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поров-ну, так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т. д. Разрешается применять шу-точные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т. п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:

Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Скороговорки бывают разные.

Приложение 5

Диагностика развития творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Критерии оценки Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 балла Низкий уровень: 1балл

1. Интерес к драматизации

Проявляет устойчивый интерес к драматизации - 3

Интересуется драматизацией - 2

Не проявляет интереса к драматизации - 1

2.Понимание идеи и со-держания произведения

Понимает главную идею произведения устного народного творчества, поясняет своё высказывание - 3

Понимает главную идею произведения устного народного творчества - 2

Понимает содержание произведения устного на-родного творчества - 1

3. Умение характеризовать персонажей

Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев - 3

Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев - 2

Различает главных и второстепенных героев - 1

4. Умение интерпретации

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе произведения устного народного творчества - 3

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета - 2

Затрудняется выделить единицы сюжета - 1

5. Умение пересказывать произведение.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи - 3

В пересказе использует средства языковой выразительности (сравнения, образные выражения) - 2

Пересказывает произведение с помощью педагога - 1

6. Эмоционально-образное развитие.

Творчески применяет в драматизациях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности - 3

Владеет знаниями о раз-личных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности - 2

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жестов, движения - 1

7. Основы изобразительно-оформительской деятельности Проявляет фантазию при создании эскизов к основным действиям драматизации, создании рисунков по мотивам произведения устного народного творчества - 3

Создает эскизы к основным действиям драматизации, рисует по мотивам произведений устного народного творчества - 2

Создает рисунки по мотивам произведения устного народного творчества - 1

8. Основы коллективной деятельности

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над драматизацией произведения уст. нар. твор. - 3

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности - 2

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над драматизацией и постановкой произведения - 1

Публикации по теме:

Кирилл Авдеенко «Козочка-коза»Кирилл Авдеенко «Козочка-коза» ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ УГОМОНИТЬСЯ ПЕРЕД СНОМ Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев) КОЗОЧКА-КОЗА * Ох ты, козочка-коза! Всё гуляешь, дереза.

Конспект интегрированного занятия для детей младшего возраста по теме «Кто позвал?» Конспект интегрированного занятия для детей младшего возраста по теме «Кто позвал?» Программное содержание: Познание: Закрепить умение.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Приложение к проекту «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора»
Опубликовано: 21 января 2013 в 07:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...