Приложение к творческой работе «Детский сад как единая экосистема»

Марина Сурмач
Приложение к творческой работе «Детский сад как единая экосистема»

Приложение № 1

Экологический проект «Комнатные растения»

Цель: Расширять представления о комнатных растениях. Изображать схемы развития цветов с осени до весны в альбоме наблюдений. Воспитывать любовь к живой природе.

Проект рассчитан на 12 месяцев (с сентября по май, последний 10 блок – итоговый: наблюдение за цветами в летний период – 3 месяца)

I этапsadсентябрь) Знакомство с комнатными цветами, растущими в детском саду (герань, бальзамин, сансивьера, королевская бегония, декабрист, каланхоэ и др.). Определить биологические особенности, внешний вид, цветение. Познакомить с родиной произрастания цветов, их полезностью.

Оформить альбом «Наши цветы – комнатные растения». Создать зарисовки цветов «Цветы детского сада осенью».

Рисование цветка Сансивьеры (Щучий хвост) с натуры. Рассказать о необычном названии цветка (лист цветка окрашен во множество белых крап, похожих на окрас чешуи щуки). Листья у цветка высокие, прямостоячие, мечевидные, высокие (длинной достигают более 1метра). Основной фон темно-зеленый, на нем выделяются более светлые неровные полосы.

Выполнить поэтапное схематическое рисование этого цветка.

IIэтапsadоктябрь) Посадка саженцев цветов, вести наблюдение роста посаженных цветов, периодически делая зарисовки их произрастания, отмечать высоту растения за месяц, первые листики, цветы.

Рассказать о том, что все цветы-отростки высаживаются по специальным правилам. Можно заглубить корень, если это луковичное растение, то посадка ведется до половины луковицы. Многие растения высаживают в горшочки и делают тепличные условия – накрывают отросток под банку стеклянную или пластмассовую бутылку.

Провести наблюдение за ростками на солнечных и затененных окнах, сравнить. Сделать зарисовки-метки в альбоме наблюдений.

Аппликация на песке «Росток комнатного цветка»

IIIэтапsadноябрь) Дать представления о строении цветка. Рассказать о корне, корневой системе цветов, о важности корней в жизни цветов (развитие, рост, питание за счет развития корней)

Сообщить что у самых простых растений корней нет, (например – водоросли, но все растения более сложных форм имеют стебли и корни. У наземных растений корни бывают двух типов: главный, или стержневой, и мочковатый. То, какой корень будет у растения, часто зависит от источника, из которого растение добывает воду.

Стержневой корень – этот крупный одиночный корень, который растет в глубь, чтоб добраться до воды, находящийся в глубине почвы (от стержневого корня в стороны отрастают боковые мелкие корни)

У мочковатого корня главного корня нет. Мочковатый корень подобно паутине распространяется в почве, собирая воду в верхних ее слоях

Изобразить корневую систему наблюдаемых цветов. Продолжать наблюдение за молодыми посаженными отростками, сделать пометки роста цветка.

IVэтап: (декабрь) Уход за комнатными растениями. Вовлечь в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями, добиваться качественного выполнения трудовых действий: взрыхлить землю с краю горшочка поглубже, а ближе к цветку углубления уменьшать, так как корни находятся от цветка близко к поверхности земли; протирать крупные листья цветов мягкой влажной тряпочкой, а те листья, которые нельзя протереть опрыскать пульверизатором; один раз в месяц подкармливать цветы питательными удобрениями – использованная заварка, вода от очищенного картофеля и др. ; производить полив цветов по определенным стандартам – в поддон, в горшок, не касаясь листьев, по мере высыхания земли. Обратить на то, что есть цветы влаголюбивые, которые требуют много воды и не влаголюбивые – от избытка воды они могут терять свою красоту, склонны к заболеваниям корневой системы.

Отметить в альбоме «Наши цветы – комнатные растения» зарисовки схемы-пометки «Скорая помощь цветам»: рыхление, мытье цветка, подкормка, полив.

V этапsadянварь) Цветущие цветы. Уточнить какие цветы относятся к цветущим, описать цветок (количество лепестков, на что похоже соцветие, на чем крепится) Рассмотреть бальзамин как цветущее растение.

Рассказать о том, что бальзамин в народе называю «Ванька мокрый», «Недотрога», «Огонек». Все названия отражают свои особенности. Разновидностей бальзамина очень много, ему сложно дать определенную характеристику.

Это и многолетник, и однолетник, и травянистое растение, и полукустарник.

Стебли у бальзамина сочные, мясистые, часто прозрачные.

У цветков обычно пятилапостных, есть длинные шпорцы, плод – удлиненная пятисворчатая коробочка.

Сравнить цветки наблюдаемых растений, отобразить схемой «Цветок».

Вместе с детьми создать коллективную композицию из цветов сделанных по технике Оригами «Наши любимые цветы»

VIэтапsadфевраль) Человек и цветы. Продолжать формировать представления о том, что комнатные цветы это живые существа.

Познакомить с высказыванием Сента-Экзюпири в «Маленьком принце»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Решив выращивать цветы, мы вынуждены брать на себя ответственность за них и обеспечивать их всем необходимым для нормального существования. Как и все живым им нужно «пить» и «есть», о них надо заботится, что требует от человека и приложение усилий и определенных знаний.

Нужно не забывать, что цветы являются живыми организмами. А живые организмы должны расти, развиваться, поддерживать свою целостность (Восстанавливаться после повреждений, размножаться любым из возможных способов и взаимодействовать с окружающим миром.

Сопоставить сходства и различия между человеком и растением.

Вместе с детьми провести тренинг «Мы похожи на цветы».

Рассмотреть необычные цветы, которые можно сделать из ниток, путем складывания нитки пополам и обвязывая картон по форме листа. Создать аппликацию из ниток «Радужные цветы»

VII этапsadмарт) Комнатные и садовые цветы. Дать детям представления о том, что все цветы похожи между собой.

Цветы – это удивительные растения, растущие на нашей большой планете во всех уголках земного шара. Они наполняют наш мир естественными природными красками. Цветы способны поднимать настроение, успокаивать и вызывать самые положительные эмоции.

Цветы приспосабливаются к своим климатическим условиям, поэтому не все могут находиться на улице или в помещении. Но у них есть та красота, которой мы любуемся в любое время года.

Определить сходства и различия между комнатными и уличными цветами. Рассказать, что цветы многие высаживаются семенами, отростками. Предложить сделать высевку семян в землю комнатных и уличных цветов. Продолжать вести наблюдения за посаженными осенью отростками.

VIII этапsadапрель) Дидактические игры с комнатными цветами.

В этот период дети знакомятся с играми на закрепление комнатных растений.

«Найдите, что опишу», «Отгадайте, что за растение», «Где спрятано растение?»

«Узнай растение», «Магазин «Цветы»».

Дети должны уметь называть растения, их частей, отличительные признаки некоторых из них (строение стебля, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска и количество).

Детям предлагают дать довольно полное описание растений. Основное задание в играх с этим материалом – описать растение и найти их по описанию, запомнить название растений.

Подготовить дидактический материал к играм с комнатными растениями вместе с детьми.

IX этапsadмай) Цветы с осени до весны. Подвести итоги проделанной работы, пронаблюдать в альбоме изменения посаженных отростков.

Сделать зарисовки «цветы весной». Отметить их характерные изменения.

Предложить загадки о комнатных цветах, с их описанием. Дети по описанию должны найти карточку с данным цветком.

Провести итоговое занятие на закрепление названий комнатных растений, наблюдаемых в период с осени до весны.

X этапsadлето) Наблюдаем за цветами летом.

В летний период цветы выставляются на проветриваемое место, но без прямых солнечных лучей. Обратить внимание, что не все цветы любят сквозняки, поэтому нужно соблюдать все требования к данным цветам.

Отметить какие цветы любят солнце, влагу, ветер, засушливость.

Убирать те цветы, которые склонны к заболеваниям.

Подготовить почву для посадки следующих растений (отростков).

В течение года можно использовать следующие литературные произведения:

«Дюймовочка» Г-Х. Андерсен

«Карделия – цветочная фея», «Сильфида», «Хризантемы», «Азалия», «Анаит» Ларисы Кузьминской

«Подоконник» Нафта Лиин

«Цветочек-огонек» Е. Благинина

Из истории названий цветов «Энциклопедия комнатных растений»

Комнатные цветы Приложение№2

Агава

колеус

кливия

бильбергия

хлорофитум

хамедорея

фуксия

бегония

Традесканция

герань

хойя

гинура

калатея

папоротник

каланхоэ

бальзамин

Аспарагус

Приложение № 3

Обитатели уголка живой природы

кролик хомячок морская свинка

Ёж обитатели террариума

лягушка черепаха

обитатели аквариума

Приложение № 4

Экологический проект «Лягушка»

I этап:

Поселить в террариуме пару лягушек. Они будут объектами для наблюдений и заботы детей в течение года.

Объяснить детям, что лягушки, в свою очередь, проявляют заботу о детях (съедают насекомых: комаров, мух и др.).

Все наблюдения необходимо заносить в альбом «Наши питомцы». В нем можно указать название вида и дать имена лягушкам.

II этап: (зима)

Нарисовать на первой странице альбома все, что нужно лягушкам для жизни (вода, солнце, песок, ил, насекомые и т. д.). На следующей странице дети нарисуют портреты своих лягушек. Здесь возможны варианты: портрет рисует каждый ребенок или выполняется коллективная работа.

III этап: (весна)

Объяснить детям, что осенью лягушки зарываются в ил до весны. В апреле, сразу же после зимней спячки, лягушки мечут икру. Предложить детям (если есть возможность) рассмотреть икринки и зарисовать их в альбом).

Головастики вылупляются уже на пятый день (понаблюдайте за ними и зарисуйте в альбом, а в лягушку головастик превращается через четыре месяца (зарисовать). Можно провести лепку на тему «Лягушонок»

Весной провести экскурсию на водоем. Подходя к водоему, дети еще издали услышат трели «болотных певцов», так в шутку называют болотных лягушек.

Подойдя ближе, посмотрите на квакающую лягушку повнимательнее. По бокам шеи у нее раздуваются и опадают большие округлые пузыри. Наполняясь воздухом они усиливают звук. Если бы их не было, лягушки не могли бы так громко квакать.

Чтобы правильно рисовать лягушек дошкольники должны внимательно следить за изменениями в их жизни и обсуждать их вместе с воспитателями.

Можно предложить игры: «кто первым заметит, что лягушка изменилась?» или «Кто найдет как можно больше изменений?»

После первой встречи с лягушками, когда придумают им имена, предложите познакомиться с ними поближе. Пусть каждый ребенок подойдет, погладит лягушку (только очень осторожно) и скажет «Здравствуй, меня зовут…».

Поощряйте детей, если они каждое утро и вечер будут не забывать здороваться и прощаться не только со сверстниками и взрослыми, но и с лягушками. Предложить детям сравнить лягушку с человекам. Рассмотрите ее влажную кожу, выпуклые глаза, перепонки на лапках. Она хорошо видит вредных насекомых и ловит их. Лягушек все берегут, они приносят пользу.

Как и человек, лягушка может дышать воздухом. У нее нет жабр, и лягушка не может дышать под водой, но мы можем часто наблюдать, как лягушка долгое время может оставаться на дне водоема. Почему она не задыхается без воздуха?

У лягушек очень большие легкие, которые они заполняют воздухом. Когда они ныряю в воду, воздух медленно впитывается в кровеносные сосуды. Это и позволяет лягушкам долгое время находиться под водой.

У лягушек зрение, обоняние, и слух, как у человека, развиты они очень хорошо, да и ум тоже есть. Те, кто считает лягушку безмозглой, глубоко заблуждаются.

Если она такая же, как и человек, то и боль она тоже чувствует. Она, как и мы, тоже может пораниться, она растет, живет, стареет и умирает, как человек.

IV этап: (лето)

Провести с детьми несколько прогулок к ближайшему водоему – понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде.

На следующую прогулку взять с собой таз и посадить туда лягушку – понаблюдать, как лягушка плавает в тазу, как взбирается на камень, который вы туда положите.

Предложите просто послушать кваканье лягушек на третьей прогулке – экскурсии.

Пока дети будут отдыхать, сидя в тени раскидистых деревьев, наслаждаясь при этом кваканьем лягушек, можно рассказать им следующие сведения.

Самый распространенный вид лягушек – зеленая. Она обитает по всей Европе, в северо-западной части Африки и в Азии. Они предпочитают жить в озерах, болотах, топях и трясине. Днем они греются на солнышке, уютно расположившись на берегу, и если никто им не мешает, проводят день в сладкой дремоте. Правда, когда мимо пролетает какое-нибудь насекомое, они моментально выбрасывают свой липкий языки, поймав добычу, быстро ее проглатывают.

В случае опасности зеленая лягушка бросается в воду и, добравшись до дна, зарывается в ил.

Вечернюю зарю эти земноводные встречают зарю большой колонией, в которой все отделение занимает хоровое кваканье.

Зеленая лягушка – хищное животное. Она питается только добычей, которую поймала сама. Она ест улиток, насекомых, пауков, иногда своих собратьев.

В Германии и Франции обитает озерная лягушка. Французы ее едят и считают большим деликатесом.

На Атлантическом побережье Северной Америки живет лягушка-бык. Так ее прозвали за могучий голос. Они так громко поют, что в некоторых деревнях люди не могут спать по ночам.

На островах Зондского архипелага живет летающая лягушка. У нее на лапках натянуты перепонки, которые позволяют ей планировать с дерева на дерево.

В Центральной Америке живет очень яркая и красивая лягушка – древесница. Но эта лягушка очень ядовита. На коже у нее очень много ядовитых желез, из которых туземцы добывают яд для стрел.

В группе, наблюдая за лягушками в аквариуме, постоянно обсуждайте с детьми какое настроение у лягушек: грустное, веселое, радостное, игривое и т. д.

Когда меняется настроение, от чего это зависит? Если дать им червяков изменится ли настроение? Что они «скажут» ребятам? Если дошкольники забудут о своих питомцах, напомните им, что лягушки уже привыкли к ребятам и очень надеяться на то, что они помнят их.

Записывайте высказывание детей о настроении лягушек и сравнивайте их.

Крайне важна так же практическая работа детей, когда они сами ухаживают за лягушками; меняют воду в аквариуме, ищут червяков, кормят лягушек.

Vэтап: (осень)

На обобщающих занятиях можно рассмотреть и сравнить рисунки.

Ребята могут рассказать, как менялись их питомцы в течение года. Когда лягушки выглядели лучше всего. Можно предложить дошкольникам представить, что они – лягушки и рассказать о том, что с ними произошло за год, или сочинить сказку, используя свои наблюдения.

Д/игра «Экологическая цепочка»

В течение года можно использовать следующие литературные произведения:

- В. Бианки «Голубые лягушки» («Четыре времени года»)

- Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

- «Лягушка – путешественница»

- «Квакша»

- В. Бианки «Про лягушку» («Кто как поет»).

- Песенка Филиппенко «Про лягушку и комара»

- песенка «Ква – ква, простые слова»

- отрывок из стихотворения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

- русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

- Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки,

Ква-ква-ква, Ква-ква-ква скачет, вытянувши ножки

Приложение № 5

Животные паразиты

Уховертка мокрица сенокосец комар-долгоножка

Муха мясная и муха падальная муха комнатная комар-пискун

Приложение № 6

Дизайн участков детского сада

Приложение №7

Экологический проект «Рябинка»

Цель: расширить представление детей о рябинке

Содержание: 1. Биологические особенности

2. Где растет рябинка

3. Название дерева

4. Рябина и животные

5. Рябина в русском фольклоре

6. Использование растения для пищевых целей, в косметике, в медицине

Реализация: 1. Чтение художественных произведений

2. Отображение в изобразительной деятельности

3. Слушание музыкальных произведений

4. Экскурсии

Отношение: ребенок получает знания о рябине, биологических особенностях и о значении

ее для жизни всего живого.

Биологические особенности: Высота до 10 метров. Кора светло- серая, гладкая. Крона ажурная, развесистая («кудрявая рябина»). Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, в начале опущенные, затем голые. Листья появляются одновременно с листьями березы. Осенью они редко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько- миндальным запахом, собранны в щитки. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами. Плоды в начале горько вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе- сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы.

Дикая рябина растет в саду. Человек давно сделал ее культурной. Это одна из самых зимостойких плодовых культур: переносит морозы до -50гр. С. В России растет по всей Европейской части страны от Хибинских гор на севере до Крыма и Кавказа на юге. В почве не требовательна, но светолюбивая, тень не любит. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются, начиная с 8-10 лет ежегодно.

Название дерева. Латинское название этого растения состоит из двух слов, «терпкий», а второе – «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. О происхождении русского названия рассказывает поморская легенда.

Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, не любимая, дочь и имя имела неласковое – Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. За то Меньшого сына родители звали ласково – Романушкой. Был он добрый и приветливый, родители в нем души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела она как-то ребенка в гнилое болото и утопила, но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросла на этом месте приветливое, кудрявое деревце, назвали его люди ласково Рябинкой.

Рябина и животные. Ягодами рябины питаются дрозды (Дрозд-рябинник, синицы, скворцы, свиристели, а в городах – и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и др. животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи.

Рябина в русском фольклоре. Рябина – любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре его день «Петр- Павел рябинники» приходящейся на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связаны в пучки и развешаны под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дерево, способом защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю поля втыкали рябиновые ветки. В Центральной России рябина использовалась в свадебных обрядах. Листья ее клали в обувь новобрачным, плоды прятали в карманах их одежды (от колдунов и ведьм). А сами молодожены обычно сажали перед своим домом рябину, которая защищала их домашний очаг от бед и сохраняла счастье и мир в семье. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Использование растения. Плоды собирают в сентябре – октябре, обрывают вместе со щитками. Категорически запрещается срубать и обламывать ветки! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при температуре 60-80 гр. С. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение двух лет. Для пищевых целей. Рябина – очень урожайная культура, с одного дерева собираю до 10 Ц. плодов, ее ягоды давно использовались человеком. Особенно знаменита Невежинская рябина, плоды которой не содержат горечи, а сахара в ней до 9%. Рассказывают, что в начале XIX века в окрестностях села Невежино Владимирской области была найдена необычно сладкая рябина, которую размножили и стали сажать в большом количестве. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что ягоды рябины особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом, испеченные в печи имеют столь же приятный вкус, и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшаются даже столы богачей. Еще один вариант использования ягод: рябин6овая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками – и смешивали с сахарной пудрой).

В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов варили варенье, как успокаивающее средство, делали настои (мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее средства) в качестве поливитаминного используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений – целителей. В современной медицине витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка. Настойка из плодов – для возбуждения аппетита. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением.

Использование в косметике. Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски: отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при Себорее. Для обеззараживания листья рябины обладают сильным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни». А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Еще греки и римляне подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим средством. Обнаружили это свойства и наши предки, чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. А в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах.

Другие варианты использования. Древесина рябины ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

Стихи

Мне даже страшно – так она тонка,

Так высока при каждом резком звуке

Дрожит и от любого ветерка

Все гнется и заламывает руки.

Придет гроза и буря налетит,

Всю до земли согнет и распластает.

Гром отгремит, громада туч летает!

Взгляну в окно: а тонкая стоит! /В. Федоров/

Я знал тебя, моя рябина, ты на околице села

Над серой крышею овина под небом северным росла.

Тебя трепала непогода, а ты – всем горестям назло

Росла и крепла год от года, глядясь в озерное стекло.

Экскурсия к рябине.

Тема: «Ветер дует, солнце греет, рябина алеет»

Цель: Расширять знания детей о рябине, как о дереве, растущем на участке детского сада.

Задачи: Познакомить с биологическими особенностями; формировать знания о том, что означает название – рябина; выяснить, как дети думают, кому нужна рябина; рассказать, как человек использует рябину; предложить найти семена рябины; рассмотреть и выявить особенности; сообщить о приближении праздника рябины; полюбоваться видом рябины; предложить отобразить в рисунке; развивать наблюдательность, внимание, речь, умение работать парой; воспитывать познавательный интерес.

Материал и оборудование: иллюстрации рябины, гербарий, плоды рябины, узоры из листьев рябины, альбомные листы и карандаши, книга «Лекарственные растения Центральной Сибири», «вырезка». Блюда из рябины.

Ход занятия

1. Орг. Момент

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра на внимание «Живое - неживое»

4. Послушайте стихотворение и определите, о чем будем говорить?

Красненькую ягодку мне дала рябина.

Думал я, что сладкую, а она как хина.

То ли это ягодка, просто не дозрела

То ли рябина хитрая – подшутить хотела?

- О чем? Почему?

Рябина – одно их любимых деревьев в народе

- В народном календаре есть день «…и Павел рябинники», приходящий на конец сентября – время созревания ягод – 23 сентября.

- Ребята, у кого из вас есть рябина, посаженная около дома или на дачном участке?

- Кто сможет нам рассказать о ней?

- Высокое ли дерево рябина? (до 10 м.)

- Это много или мало?

- Каким цветом кора? (рассмотреть фактуру)

- Посмотрите на крону.

- Что такое крона?

- Можно сказать ажурная развесистая. В народе называют «кудрявая рябина».

- Рассмотрите листья, что вы можете сказать о них? Какие они?

- Ажурные, крупные, с зубчатыми краями.

- Кто знает, какие цветы у рябины? (мелкие, желтовато-белые с сильным запахом). Цветет в мае.

- Какие плоды у рябины? На что похожи?

- Какой вкус? Хотите попробовать?

- Как вы думаете, где растет рябина, только ли у нас?

- Сколько лет живет рябина(200лет) А ягоды появляются на 8-10 год

- Мы говорим о рябине, а что означает название?

- Оказывается – это латинское слово и состоит из двух слов «терпкий», а второе «ловящая птиц» - такт как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. О происхождении русского названия рассказывает заморская легенда. (прочитать).

- Как вы думаете, кому нужна рябина? (животным, людям).

- Праздник рябины завтра, а вы знаете, что делают в этот день?

В этот день ветки с плодами связаны в пучки и развешаны под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дерево, способом защитить человека от всяких бед. Использовали в свадебных обрядах. Листья ее клали в обувь новобрачным, плоды прятали в карманах их одежды. А сами молодожены обычно сажали перед своим домом рябину.

- Мы много говорили о рябине. Вам она понравилась, т. к. какая она?

- А сейчас предлагаю составить загадку о ней, а я ее загадаю детям других групп. (Составление загадки).

- Есть ли рябинка на участке детского сада?

- Что в ней изменилось?

- Что нужно делать, чтоб рябинки сохранялись у нас долго?

- Занятие подошло к концу. Что узнали нового? Что не понравилось?

5. Дидактическое занятие.

6. Понаблюдать и зарисовать рябинку.

Приложение №8

Цветы участка детского сада

Список названий цветов на фотоиллюстрациях

Алиссум

Амарант

Астра

Бархатцы

Василек

Диморфотека

Иберис

Канна

Кларкия

Космос

Ландыш

Лен голубой

Лен красный

Лен Желтый

Лилия

Лобелия

Львиный зев

Настурция

Мальва (Штокроза)

Петуния белая

Петуния гибридная

Целлозия

Эшшольция

Тысячелистник

Кислица

Приложение № 9

Цикл наблюдений за цветущими растениями

Наблюдение проводится в сентябре, в старшей группе.

1. «Что растет на участке в начале сентября?»

- Осмотр участка, поиск цветущих растений;

- Обратить внимание на красоту цветущих растений;

- Определение их названий.

2. «Какие они цветущие растения?»

- Осмотр растений, их строение (стебель, листья, цветки, корень);

- Сравнение растений по высоте, форме, окраске, листьев, цветов, стеблей, запаху;

3. «Кто помогал расти цветам?»

- Определить назначение всех частей растений: корень, чтобы впитывать влагу, питательные вещества. Стебель – чтобы переносить их к листьям, цветам, семенам. Листья – чтобы поглощать свет.

Растение выросло потому, что «участок хороший дом» в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам помогали: солнце, дождь, земля и люди.

4. «Что было с начала, что будет потом?»

- Какие растения были до того, как на нем выросли цветы?

- С чего начиналось растение? Что будет после цветов?

- Будут ли на будущий год цветущее растение на участке?

- Что надо для этого сделать?

5. «Соберем семена садовых цветов»

- Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или в пакеты (Цветок один, семян много: значит на будущий год можно вырастить много цветущих растений)

6. «Украсим группу цветами»

- Дети любуются красотой цветов, срезают их для букетов, украшают группу, раздевалки, спальни, лестницы, дарят малышам и т. д.

7. «Где еще растут садовые цветы?»

- Целевая прогулка за пределы детского сада, соседнюю школу, детский сад, парк, сквер и т. д.

8. «Можно ли собирать семена дикорастущих растений?»

- Дети находят на участке семена (подорожника, вьюна) убеждаются, что они сами опадают, потом разносятся ветром, цепляются за одежду, за шерсть животных, приходят к мысли о том, что их можно собрать для зимней подкормки птиц.

Наблюдение за одуванчиком (май, старшая группа)

1. «Где растут одуванчики и как их можно узнать?»

Цель: Уточнить представления о характерных особенностях одуванчика;

Научить распознавать его по листьям, и форме соцветия.

2. «Чем одуванчик отличается от Мать-и-мачехи?»

Цель: научить видеть сходства и отличия между растениями (стебли, листья, цветы)

3. «Как одуванчики ложатся спать?»

Цель: обратить внимание на то, что одуванчики вечером закрываются.

4. «Как выглядят одуванчики во время дождя?»

Цель: Учить замечать изменения в состоянии растений.

Приложение №10

Обитатели участка детского сада (насекомые, жуки, бабочки и др.)

Публикации по теме:

Опытно-практический проект «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды» Цель: достичь положительных результатов в здоровьесбережении детей. Задачи: 1. Создание здоровьесберегающей среды. 2. Организация оздоровительной.

Приложение к исследовательскому проекту «Комнатные цветы на нашем окошке» Проект В течение всего дошкольного детства – пребывание детей в детском саду – детей всегда окружают комнатные цветы! Мир цветковых растений.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Деревья и листья
  • Цветы
Автор публикации:
Приложение к творческой работе «Детский сад как единая экосистема»
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 19:13
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...