Получи документы

Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ (6 фото)

Макарова Надежда Григорьевна
Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ

Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ

[/b]

Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо, сфера, орбита, территория, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг.

Публикация «Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию. А для психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь клиенту осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности, релаксации.

Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ

Для начала я познакомлю вас с историей возникновения этого метода и основными практическими принципами работы с данной техникой в работе психолога.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Существует такое направление в психологии и психотерапии, которое носит название Арт-терапия. Терапия, использующая творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.

Изображения мандал используются современными психологами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта.

Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление). Поэтому, мандала-терапия – это инструмент для оздоровления и исцеления нашей психики.

При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Кому полезна мандалатерапия? Как она может помочь детям и взрослым?

Мандалатерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями.

Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции. Ведь часто родители не разрешают своим детям свободно выражать эмоции. В нашем обществе это не принято. Но ведь энергия эмоций никуда не девается. И вот вместо того, чтобы быть выраженной вовне, она уходит внутрь тела и начинает медленно, но неуклонно процесс разрушения внутренних органов. Например, подавленный гнев начинает потихоньку разрушать печень, а в желчном пузыре начинаются процессы, которые потом приведут к образованию камней. Если ребенок подавил слезы, не позволил себе плакать то это является основанием для дальнейших депрессий и болезней бронхов и легких. Невыраженная ярость бьет по сердечно-сосудистой системе, и уже в подростковом возрасте может быть диагностирована вегето-сосудистая дистония. Головокружения, мигрени – это последствия невыраженных эмоций. Запрет на страхи ударяет по почкам и закладывает основы заболеваний моче-половой системы и бесплодия. Все эти заболевания на физическом уровне проявятся спустя годы, но основа закладывается здесь.

Мандалатерапия позволяет ребенку выразить свои чувства, проявить их и при этом не разрушить ни себя, ни окружающий его мир:

• научиться проявлять чувства в экологичной форме.

• научиться доверять себе и своим чувствам.

• слышать и чувствовать себя.

• выражать себя.

Если этого не сделать сейчас, то потом будет поздно. Потеряв контакт с собой и своими чувствами, человек обречен на жизнь исключительно на уровне ума. Эмоции становятся заложниками подсознательных процессов и управляют реакциями человека. Но признаться себе человек в этом не сможет. Потому что нет опыта быть в контакте с этим. И в результате мы получаем такого инвалида от ума, не способного к сопереживанию и с массой психосоматических заболеваний.

Поговорим немного об исторических корнях данного метода, уходящих в глубины истории нашей цивилизации. Рассмотрим разновидности мандол и принципы работы.

см. Презентация «Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ».

Мастер-класс: "Насыпная мандал"

После ознакомления с основами метода мы представим вам пример работы с насыпной мандалой в групповом формате.

Целями такой работы могут быть:

• снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;

• работа с групповыми процессами;

• развития коммуникации;

• развитие произвольности и концентрация внимания;

• релаксация;

• развитие творческого потенциала;

• развитие мелкой моторики рук;

• активизации внутренних ресурсов;

• гармонизации внутреннего состояния;

Для работы с использование насыпной мандалы нам потребуются следующие материалы:

• Релаксационная музыка;

• Арома-лампа, свечи

• Ткань 1-1,20 м по длинне стороны.

• Мел или пастельный карандаши

• Песок, (возможно цветной,

• Крупы, крашенная соль, пачка спагетти, семена, косточки, различный бросовый материал в виде обычных или прозрачных разноцветных камешков, ракушек, бусин, бисера, кусочки цветного соленого теста и др. ;

• Влажные салфетки для вытирания рук.

Если работа происходит в групповом формате, то для фона используется ткань размером 1-1,2 метра по длине стороны (квадратной форма). На ткани следует структурировать пространства с помощью линий и концентрической симметрии мелом или пастельным карандашом. Дополнительно для создания секторов или иных элементов мы будем использовать трубочки спагетти. Насыпной материал может быть самый разнообразный и чем больше, тем лучше по выбору. Насыпного материала не должно быть мало и по количеству, т. к. эффект визуального изобилия так же имеет уникальное благотворное воздействие на психику участников. Цвет ткани также имеет значение и носит общий цвето-терапевтический характер. В зависимости от поставленных терапевтических задач, цвет может производить возбуждающий или седативный эффект на участников. Текстура ткани должна быть плотной, чтобы складки не мешали заполнению рисунка.

ВВЕДЕНИЕ В РАБОТУ

Психолог: «Сегодня мы с Вами погрузимся в необычный мир творчества и воображения. Нам поможет в этом особый рисунок – мандала. Его особенность в том, что он похож на круг, который мы можем заполнить разными узорами и рисунками с помощью природных материалов, которые лежат перед вами».

Фото №1 Мандала мандалатерапия мандалатерапии в опыте работы педагога психолога ДОУ Мандала в переводе с санскрита означает круг диск колесо сфера орбита территория общество совокупность собрание

Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы.

«После ознакомления с сыпучими материалом я предлагаю вам структурировать наше общее психологическое пространство».

Звучит спокойная музыка (возвышенная, атмосферная)

Психолог предлагает расположиться вокруг стола с тканью: «Давайте расположимся вокруг нашей будущей мандалы, возьмемся за руки, закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свечи в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонимания пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокровенное пожелание, которое только может дать друг своему другу (родитель ребенку/ учитель ученику и т. д.). Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале».

Фото №2 Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАНДАЛЫ

Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. В этом рисунке может располагать отдельная часть участника или группы участников, но так чтобы граница секторов гармонично сочетались друг с другом.

Фото №3 А для психолога это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания помочь клиенту осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

После того, как работа завершена и внесены все нюансы в рисунок (по желанию участников) мы переходим к ее художественному описанию. При желании участники могут придумать название своей творческой работе, дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы). Членам группы предлагается сравнить свои ощущения в начале тренинга и в конце.

Не допускается ни каких интерпретаций или объяснений изображения, необходимо без оценочное отношение и констатация как феномена созданного изображения.

Вспомним, что рисунок с концентрической симметрией является не только прямым отражением внутреннего мира его создателя, но и мощным психологическим резонатором, помогающим подсознанию его автора структурировать свое психоэмоциональное состояние.

Например, на завершающем этапе в работе с изображением, участникам предлагается расслабиться, сфокусировать взгляд на центре изображения и двигаясь по часовой стрелки от центра к периферии - медленно созерцать элементы изображения, сосредоточившись при этом на своих ощущениях. Данное дополнение позволяет завершить внутренний ресурсный процесс от работы с мандалой. На создателя мандалы будет положительно воздействовать цветовая и графическая композиция его работы, помогая тем самым структурировать внутреннее психологическое пространство, обеспечивая целостность личности.

Фото №4 Для начала я познакомлю вас с историей возникновения этого метода и основными практическими принципами работы с данной техникой в работе психолога

В работе с детьми на завершающем этапе с мандалой (как с информационным резонатором, можно предложить «волшебный» сюжет. Например: «Ребята, вы создали не просто красивые работы, но еще и «волшебные творения», которые будут помогать вам, еще некоторое время – оберегать от болезни и плохого настроения. Для этого мы оставим наши работы в группе и будем иногда, в свободное время ими любоваться. Смотрите внимательно на свою работу и вспоминайте что-то хорошее и приятное. Тогда ваше настроение и самочувствие будет улучшаться».

В работе со взрослыми применяются те же принципы, что и с детьми. Однако с педагогами или родителями можно говорить о более интенсивной эмоционально-личностной проработке проблем с более точным вербальным самоанализом и динамикой групповых процессов.

В конце такой групповой работы проводится ритуал прощания с мандалой, т. к. в отличии от индивидуальной работы групповая работа разбирается. Взявшись за края ткани, участники загадывают желания и просят небесных птиц унести на крыльях в небо их пожелания и мечты.

Однако, если есть возможность, законченную работу стоит оставить на видном, доступном для участников месте, чтобы можно было в течении дня или нескольких дней подойти и повзаимодействовать с рисунком (для завершения внутреннего эмоционального резонанса). Затем мандала ссыпается в центр и выносится на корм городским птицам.

По результатам проделанной работы психологом может заполняться бланк арт-терапевтического занятия для каждого участника, где фиксируются дата и время, основная тема, используемые участником цвета и изобразительные материалы, высказывания участником в ходе работы, взаимодействие с ведущим группы и другими участниками, отношение к работе и объяснения участником занятия содержания своей изобразительной продукции. Если работы не остаются у психолога на хранение, то можно сделать фото выполненного изображения. Если работа в техники мандалатерапии продолжится с данными участниками, то бланки могут показать в динамике эмоциональные изменения и особенности участников.

С помощь техники мандалатерапии можно решать массу психолого-педагогических и терапевтических задач. Начиная от коррекции групповых процессов в коллективе взрослых (эмоционально-личностный уровень отношений) и заканчивая погружением в мир детства для лучшего понимания чувств и восприятия детей (через ресурсную активацию субличности «внутреннего ребенка» у взрослого, будь то родитель или педагог).

Фото №5 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Существует такое направление в

Мастер-класс подготовила и провела педагог-психолог Макарова Надежда Григорьевна

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Годовой план работы педагога-психолога Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ. Задачи педагога – психолога на 2016.

Из опыта работы педагога-психолога «Неделя здоровья в детском саду» г. Смоленск «Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дают ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые.

Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста Конспект индивидуального занятия (для работы с ребенком 5-6 лет) Приготовила: педагог-психолог д/с № 6 Колпакова Т. В. Тема «Сказка на песке».

Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования Описание ситуации в семье. Обратилась женщина, назовем ее- Светлана. С ее слов, младшая дочь -3 года, стала заикаться летом 2016 года,.

Перспективно-тематический план работы педагога-психолога с детьми средней группы Перспективно-тематический план работы педагога-психолога с детьми средней группы на учебный годЦель: формирование дружеских взаимоотношений.

Планирование работы педагога-психолога на учебный год с детьми с особыми образовательными возможностями В наше время педагог -психолог сталкивается со многими трудностями в планировании своей работы. Работа специалиста должна включать в себя.

План работы педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Сказка» УТВЕРЖДЕНО МБДОУ №22 «Сказка» От «___».

План работы с родителями педагога-психолога на 2015–2016 учебный год План работы с родителями педагога-психолога СП – д/с № 26 «Золотой улей» на 2015-2016 учебный год Некрасовой Г. Н. г. Чапаевск.

Структура работы педагога-психолога с воспитателями в период адаптации детей к детскому саду Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 24 января 2017 в 11:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД