МААМ-картинки

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Татьяна Бригида
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном и психическом развитии. Как показывает общая практика разных педагогов, дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори - классе и добиваются отличных результатов в обучении. Они здесь самые обычные дети, такие же, как и все остальные, — с присущей им индивидуальностью.

Публикация «Применение метода М, Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по методу Монтессори можно выделить следующие задачи:

• формирование ориентировочных реакций;

• развитие движений руки и действий с предметами;

• формирование сенсорных и математических представлений;

• эмоциональное благополучие и социальная адаптация;

Основополагающий девиз методики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому".

Обучать ребенка в Монтессори среде – это значит :

• создать развивающую среду;

• наблюдать за детьми, не вмешиваясь в процесс;

• создать вместе с детьми несколько четких и простых правил.

Особенность системы М. Монтессори – это уникальная развивающая среда, имеющая четкую логику построения и соответствующая психологическим потребностям ребенка.

Монтессори – класс разделен на 4 зоны, в каждой зоне решаются свои коррекционные задачи.

В зоне практической жизни дети овладевают теми навыками, которые пригодятся им в повседневной жизни. По сути то, что здесь происходит, можно назвать «игрой в настоящую жизнь». Дети выполняют настоящую работу, получая реальный полезный для них результат.

Здесь ребенок уточняет свои движения, развивает мелкую моторику, получает необходимые навыки, например, учится застегивать пуговицы и молнии, а также не только обеспечивают бытовую и социальную адаптацию, но и дают ребенку алгоритм действий, представление о структуре человеческой деятельности. Например, как чистить овощи, как мыть руки т. д. Упражнения в зоне практической жизни способствуют физическому, социальному и психическому развитию.

Занимаясь в сенсорной зоне, ребенок использует и развивает все свои органы чувств. Занимаясь с разнообразными материалами, дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся определять высоту, цвет, размер, вес предметов.

Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья желательно проводить индивидуально, все действия, если это необходимо упрощать и разбивать на дополнительные этапы, работу проводить «от простого к сложному» и пошагово.

Следующие две зоны Монтессори – класса : математическая и языковая. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья элементы этих зон можно использовать только со старшими детьми, имеющими сохранный интеллект.

Каждый материал, находящийся в Монтессори-среде имеет чёткие цели. При этом цели можно разделить на 2 категории:

Прямая цель – это то, что хочет сделать ребенок, работая с данным материалом;

Косвенная цель – это то, чему ребенок научится, какое знание он усвоит, достигнув прямой цели.

Все материалы автодидактичны, т. е. для работы с материалом ребенку не нужен постоянно сидящий рядом взрослый. Педагог организует работу детей, проводит презентации работы с материалами и, в случае необходимости, помогает детям.

Как же Монтессори-педагогика помогает социализировать ребенка, в т. ч. и ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Термин социализация не имеет однозначного определения и в разных словарях и публикациях можно встретить разнообразные определения. Однако, обобщив, имеющиеся определения можно сказать, что социализация – это не только овладение социальным опытом, но и формирование цельной, успешной личности.

Это заложено в самих принципах и материалах Монтессори-педагогики :

Свобода выбора материала для работы, места для работы, времени работы с материалом. Свободная деятельность стимулирует осознанный выбор ребенком того или иного действия. По мнению самой Марии Монтессори, в результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность. Ребенок постоянно сталкивается с различными проблемными ситуациями и это доставляет им огромное удовольствие и задача взрослого, не лишать детей этого удовольствия преодоления трудностей самостоятельно, не бросаться тут же делать за ребенка, а помогать ему лишь при необходимости.

Но – свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. «Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять все, что оскорбляет или неприятно действует на других или, что носит характер грубого или невежливого поступка».

Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так - "свобода в дисциплине". «Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу».

Т. е. у ребенка вырабатывается самостоятельность, инициативность и в то же время учет интересов и потребностей окружающих.

Соблюдение правил. «Общество зиждется не на личных желаниях, а на сочетании различных видов деятельности, которые должны быть приведены в состояние гармонии». «Педагог не учит ребенка правилам и не заставляет соблюдать их под страхом наказания, а помогает понять, почему то или иное правило существует и что плохого в том, что оно нарушается». Например, правило ждать, если материал, с которым хочется работать сейчас - занят. Правило – вести себя тихо и не мешать другим. Правило, убирать материал на место после работы. Осознавая необходимость соблюдения правил, ребенок постепенно приходит к пониманию того, что нужно уважать работу других.

Внешний порядок приводит к внутреннему порядку. Материалы Монтессори автодидактичны, что помогает ребенку самому оценивать результат своей работы и исправлять ошибки, т. е. ребенок учится быть самостоятельным.

Сенсорное развитие. «Воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления человека к современной цивилизации, но и непосредственно готовит к практической жизни». Действительно, у людей со скудным сенсорным опытом ориентировка в практической жизни затруднена. Именно поэтому, в монтессори среде, все продумано таким образом, чтобы ребенок в первую очередь овладевал сенсорными эталонами и узнавал мир «на ощупь».

Разновозрастные группы.

В классическом Монтессори-классе вместе находятся дети разных возрастов от 3 до 6 лет. Дети учатся работать по одному или вместе с другими детьми. И кроме этого это помогает избегать конфликтов, связанных с тем, что одновременно многих детей одного возраста интересует один и тот же материал, а во-вторых, старшие дети выступают в роли наставников, учителей, а младшие могут научиться у тех, кто еще не так далеко «ушел» от них в своём развитии.

Стабильная обстановка, постоянство правил, принятие ребенка, отсутствие отрицательных оценок со стороны педагога повышают уверенность детей с ограниченными возможностями здоровья в своих возможностях и делают его более самостоятельным, ребенок учится быть включенным в деятельность и достигать цели, т. е. развивается как цельная личность и социализируется.

Использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет» Дружные фигурки Цель: развить образное мышление, произвольную память. Необходимый инвентарь:.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Мастер-класс «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» : «Использование лэпбуков в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Уважаемые коллеги, добрый день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 28 мая 2017 в 10:24
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД