Применение метода моделирования в развитии лексико-грамматических представлений у дошкольников с ОНР

Ирина Григорьева
Применение метода моделирования в развитии лексико-грамматических представлений у дошкольников с ОНР

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Решение этой задачи достигается путём формирования и развития словаря и грамматически правильное оформление собственного речевого высказывания.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

По мнению О. Е. Грибовой методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование основания языковой системы. Основу коррекционной работы должны составлять виды работы, способствующие формированию познавательной сферы и ребёнка и семантической стороны речи. В связи с этим необходимо развивать речемыслительные способности ребёнка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам.

При ОНР в большинстве случаев нарушается не только собственная речь ребёнка, но и восприятие ребёнком обращённой к нему речи. Для более успешной коррекционной работы необходимо использовать разные методики, в число которых входит МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Моделирование даёт возможность изменить подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Исследования Л. А. Венгер, П. Я. Гальперина, Ю. Ф. Гаркуши, А. В. Запорожца, А. Р. Лурии доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов моделей развития грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

1. "Кто (что)без чего?"

Задача: упражнять детей в образовании относительных прилагательных с отрицательным значением.

Применение метода моделирования в развитии лексико-грамматических представлений у дошкольников с ОНР

2. "Назови части"

Задача: упражнять детей в умении выделять и называть части целого.

3. "Скажи наоборот"

Задача: упражнять детей в умении подбирать слова - антонимы.

4. "Назови ласково" (большой - маленький)

Задача: упражнять детей в умении образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

5. "Один - много"

Задача: упражнять детей в умении образовывать существительные множественного числа в именительном падеже.

6. "1-3-5" ("Сосчитай и назови")

Задача: упражнять детей в умении согласовывать существительные с числительными.

7. "Чего нет?"

Задача: упражнять детей в умении образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

8. "Из двух одно" (сложные слова)

Задача: упражнять детей в умении образовывать слова сложной структуры.

Представленные модели можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, а также при создании условий для самостоятельной деятельности детей.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Применение метода моделирования в развитии лексико-грамматических представлений у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 15 марта 2014 в 16:46
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Павловопосадский платок. Оформление к празднику.
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Использование предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников (прищепки)
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...
План работы по направлению «Разноцветный мир» в рамках проекта «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....