МААМ-картинки

Применение нетрадиционных приемов и техник на занятиях изодеятельностью. Техника монотипии (7 фото)

Галина Желудкова
Применение нетрадиционных приемов и техник на занятиях изодеятельностью. Техника монотипии

Применение нетрадиционных приемов и техник на занятиях изодеятельностью.

Современный педагог должен ставить своей целью воспитание творчески активной, инициативной, раскрепощенной личности с высоким уровнем развития познавательных способностей. Но, порою, педагог в попытке научить, требует от детей совершенно конкретного результата и чем больше разница «творения» с предложенным образцом, тем больше замечаний и упреков сыплется в адрес автора. Мы не должны навязывать детям свое восприятие окружающего мира, давать «готовые рецепты», а должны создать для ребенка условия, при которых он увидит, поймет, сделает открытие, найдет форму и характер образа, и, наконец, способ изображения. Но не всегда ребенок так последовательно и планомерно идет к результату, порою результат появляется в процессе спонтанно, ребенок удивляется и радуется этому чуду. Именно поэтому дети так любят необычные новые приемы и способы изображения знакомых вещей.

Публикация «Применение нетрадиционных приемов и техник на занятиях изодеятельностью, Техника монотипии» размещена в разделах

Задачи:

•расширить личный арсенал технических средств изображения новыми приемами и способами, обогащающими творческий потенциал,

•привить интерес к эксперименту, поиску новых собственных способов и комбинаций технических средств, для занятий с детьми изодеятельностью.

Я часто применяю эту технику в работе с детьми. Это вполне доступный прием, отличающийся большим разнообразием. Это разнообразие привело к размыванию и изменению терминологии в разных литературных источниках, поэтому начинающие педагоги порою путаются и как только не называют эту технику («припечатывание», «кляксография», «оттиск», «отпечаток»). Давайте разберемся. Отпечаток и оттиск относятся к категории рельефных штампов, которые можно повторить многократно с точным сохранением конфигурации пятна и его цвета. Например: отпечаток руки, листа дерева, картонной формы, вырезанной губки, гравированной доски и т. д. Монотипия –это методика, которая объединяет элементы рисунка и живописи,где применяются приемы печати. В отличие от традиционной печати, цель которой состоит в многократном воспроизведении версии изображения, монотипия – метод,который создает единичный художественный объект. Также в отличие от других видов печати, монотипия может быть выполнена с любой гладкой поверхности, не требуя для этого печатного станка. Характер поверхности и способ нанесения краски придают разнообразие этой уникальной технике.

Различают монотипии цветные (живописные) и черно-белые (графические). Поверхности основы монотипии могут быть разные: бумага, целлофан, пластик, линолеум, металлический лист, стекло и др. Отпечатывают монотипию обычно на бумагу, но можно и на ткань. Краска для монотипии используется любая, чаще всего – гуашь, но также это могут быть и масляные краски и акварель и даже расплавленные восковые мелки. От густоты краски зависит характер фактуры изображения – от гладкого с мягкими переходами, до характерного «крапчато-ажурного», «кораллового» эффекта. Отпечатывание происходит путем надавливания, разглаживания, осторожного притирания двух поверхностей.

Начнем с самых простых.

Монотипия с бумаги – на бумагу

Различается два основных способа:

1. метод складывания бумаги, при котором получается либо два отдельных зеркально симметричных изображения, либо одно цельное симметричное изображение. Можно рассматривать такие спонтанные пятна и дорисовывать до узнаваемых образов, или вырезать цельные симметричные формы из сложенных пополам листов бумаги в виде бабочек, одежды, цветов, листьев и т. д. (изучение отражения в воде – тема занятия «Деревья смотрят в воду»)

Применение нетрадиционных приемов и техник на занятиях изодеятельностью. Техника монотипии

2. метод печати с одного листа, на котором выполнен рисунок краской – на другой, смоченный водой лист бумаги. В этом случае отпечатанное изображение будет бледнее.

Практическая работа

1.«Бабочка» (цветная монотипия с последующим вырезанием и оформлением в коллективную работу)

Фото №1 Применение нетрадиционных приемов и техник на занятиях изодеятельностью

2.«Превращение нитки» (графическая монотипия с использованием нитки)

Материалы: гуашь, кисть, банка с водой, тушь черная, перо или заостренная деревянная палочка, нитки любые, ножницы, карандаш, 2 листа бумаги А4 формата.

Фото №2 Современный педагог должен ставить своей целью воспитание творчески активной инициативной раскрепощенной личности с высоким уровнем развития познавательных способностей

Монотипия с пленки – на бумагу

Пленка может использоваться любая от целлофанового пакета, до оберточной пленки для цветов. Главное, чтобы они были прозрачные. Особая прелесть этого способа заключается в возможности наблюдения за процессом отпечатывания, когда под твоими пальцами под прозрачной пленкой раздавливается и частично смешивается краска.

Практическая работа

«Пожар» (цветная монотипия с последующим использованием для иллюстрации к сказке «Кошкин дом»)

Материалы: гуашь, кисть, банка с водой, лист бумаги А4 формата и целлофановая пленка тем же размером.

Фото №3 Но порою педагог в попытке научить требует от детей совершенно конкретного результата и чем больше разница творения с предложенным образцом тем больше замечаний и упреков сыплется в адрес автора

Монотипия со стекла – на бумагу

Этот вариант чаще всего используется художниками, потому что он более удобен для точной и тонкой, не спонтанной, а продуманной работы с возможностью исправления. Вместо стекла можно использовать металлический лист или гладкую пластиковую салфетку. Графические варианты монотипии:

Прием «копирки», когда вся поверхность стекла покрывается тонким слоем краски (черной типографской или обезжиренной масляной) для детей можно использовать смесь краски, воды и муки или крахмала (1 часть муки - на 3 части черной краски, разведенной до консистенции сметаны)

1. Смесь должна быть густой и тягучей, распределить ее по стеклу можно куском картона или шпателем. Накрываем стекло листом бумаги и рисуем на нем черенком кисти, шариковой ручкой или карандашом, стараясь держать инструмент на весу и не давить рукой на бумагу. В рисунке использовать средства линии и штриха. По окончании рисунка снимаем лист со стекла. Получился зеркальный графический рисунок. Возможно последующее раскрашивание высохшей работы пастелью, акварелью и др.

2. Тот же способ нанесения краски на стекло, только теперь мы будим процарапывать или стирать тряпочкой линии и пятна. И когда мы отпечатаем изображение на бумагу (в этом случае надо разгладить и осторожно придавить лист к стеклу) получается белый рисунок на черном фоне или цветном фоне, если взять разноцветную гуашь или цветной рисунок если отпечатывать на цветную бумагу

3. Так же можно рисовать на стекле кистью цветными красками (акварель, гуашь или масло) и печатать изображение на влажную бумагу, помня, что рисунок будет зеркальным. За основу можно брать любую картинку или рисунок, подложив их под стекло.

Практическая работа

«Аквариум» (цветная монотипия вторым способом, в случае использования папиросной бумаги или кальки, может получиться витраж, который можно подвесить на окно)

Материалы: Гуашь, широкая плоская кисть, цветная бумага, тряпочка, вода в банке, лист стекла А4 формата.

Фото №4 Но не всегда ребенок так последовательно и планомерно идет к результату порою результат появляется в процессе спонтанно ребенок удивляется и радуется этому чуду

Монотипия восковыми мелками

Это самый экзотический и редкий в использовании прием. Мы познакомимся с ним теоретически, и каждый из вас сможет при желании поэкспериментировать в этом направлении.

Чтобы сделать монотипию восковой пастелью, надо чтобы мелки превратились в краску привычной для этой техники консистенции, а значит надо их подвергнуть тепловой обработке. Есть несколько способов сделать это.

1. Металлический противень накрыть листом алюминиевой фольги и нагревать его на плите при небольшой температуре. Рисовать на нагретой фольге тающими на глазах восковыми мелками, придерживая противень прихваткой. Отпечатать изображение на бумагу, прижав ее к рисунку на фольге.

2. Остатки восковых мелков измельчить (можно на терке, насыпать на лист фольги, расстеленной на противне в виде простого изображения – цветка или абстрактных декоративных пятен. Нагреть до подтаивания и отпечатать, приложив плотный лист бумаги.

3. На листе наждачной бумаги рисовать, нажимая на мелок как можно сильнее. Накрыть рисунок на наждачной бумаге белым листом бумаги и проглаживать сверху утюгом так, чтобы на нем отпечатался рисунок.

4. Нарисовать разноцветными восковыми мелками яркий рисунок, сильно нажимая на мелок. Приготовить ткань – старую простынь или футболку, приложить к ткани разрисованный лист рисунком вниз и придавить рисунок горячим утюгом, предварительно подложив под ткань газету. Утюг нужно только прижимать, приподнимая и опуская, а не водя взад-вперед как при глаженье. Воск подтает и хорошо закрепится на ткани. Бумагу убрать.

Монотипия с поверхности воды

Это еще один экзотический способ монотипии. Только в этом случае мы «снимаем» рисунок не с твердой поверхности, а с поверхностной пленки воды, на которой плавает тонкий слой водостойкой краски, не растворимой в воде (водостойкие чернила, масляная краска) или цветные мыльные пузыри. В результате получаются радужные разводы или мраморные узоры.

Практическая работа

«Волшебная страна» (цветная монотипия, которую можно использовать в качестве фона для последующего рисунка или аппликации)

Фото №5 Именно поэтому дети так любят необычные новые приемы и способы

«Веселые гусеницы» (цветная монотипия из окрашенных мыльных пузырей, используемая для последующей аппликации)

Материалы: водостойкие чернила разных цветов (возможно заменить чернила жидкостью для мытья посуды и сухим красителем, тазик или глубокий поднос, пластиковый нож или ложка, бумага А 4 формат.

Заполнить поднос водой наполовину. Осторожно капнуть на поверхность воды водостойкие чернила, добавить другие цвета. Медленно и аккуратно размешать чернила пластиковой ложкой (чернила будут образовывать на воде красивые узоры). Приложить бумагу к поверхности плавающих узоров на 30 секунд. Быстро поднять и перевернуть бумагу. Высушить на плоской поверхности, застеленной газетами.

Еще один вариант – отпечатки мыльных пузырьков.

Растворить в стакане с водой краску (акварель, сухие пищевые красители, цветные чернила или тушь) до яркого насыщенного оттенка. Стакан должен оставаться на 2/3 пустым. Добавить жидкость для мытья посуды и перемешать. Опустить в смесь соломинку для коктейля и дуть, до тех пор, пока над краем стакана не поднимется шапка пузырей. Приложить к пузырькам лист бумаги, придавить и поднять вверх, не протягивая в сторону.

Можно использовать бумагу и краски разных цветов, попробовать наложить друг на друга несколько разноцветных отпечатков.

Дать высохнуть и вырезать отпечатки, которые можно использовать для аппликации. Темы: «Космос», «Смешарики» и т. д.

Фото №6 Конспекты занятий изодеятельность изображения знакомых вещей

Выклейте из вырезанных кружочков длинную гусеницу. Пририсуйте глазки, рожки и ножки.

Зная суть и принципы техники можно на ее основе изобретать новые варианты, получая вместе с детьми удовольствие от процесса творчества.

Экспериментирование с различными техниками поможет вам освободиться от сомнений и по-новому взглянуть на окружающие вещи, обогатить арсенал средств и в результате расширить свои творческие способности, а также отработать методики для применения в педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Дерево на пригорке». Кружок «Умелые ручки»Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Дерево на пригорке». Кружок «Умелые ручки» На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребта получают информацию о разноообразии окружающего мира, уточняют свои.

Интеллектуальные способности ребенкаИнтеллектуальные способности ребенка Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нетрадиционных приемов и техник на занятиях изодеятельностью. Техника монотипии
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 12:18
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД