Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС

Ирина Клещевникова
Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС

Для большинства детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации, т. е. дети с РАС понимают то, что они видят лучше, чем то, что они слышат.

Для таких детей характерен визуальный стиль обучения. Применение визуального расписания на занятиях у ребёнка с РАС является эффективным методом который облегчает обучение таких детей, помогает наладить эмоциональный контакт, снижает тревожность и исключает появление нежелательного поведения.

Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС

Эффективность этого метода можно проследить на примере Алексея К. который посещает отделение ОВЗ нашего центра. Алексею 10 лет, диагноз аутизм, системное недоразвитие речи 1-ого уровня.

Особенности речевой сферы: без речевой, редкие вокализации, частично понимает обращенную речь, коммуникация на низком уровне.

На логопедических занятиях были выявлены следующие проблемы: ребенок отказывался подчиняться правилам, бегал по кабинету, раскидывал и рвал все, что попадалось ему под руки, практически не мог сидеть за столом.

Для того чтобы наладить с Алексеем взаимодействие и исправить его нежелательное поведение мной было введено в учебный процесс визуальное расписание.

Понаблюдав за игровой деятельность мальчика и побеседовав с бабушкой, я выяснила в какие игры и игрушки предпочитает играть Алексей, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве подкрепления за правильно выполненные задания и хорошее поведение на занятиях. Оказалось, что Леша любит связывать между собой различные веревки, играть в мозаику, собирать рамки – вкладыши.

Работу по знакомству Алексея с визуальным расписанием я начала с доски «Сначала – Потом». Это визуальная последовательность из двух изображений: «Сначала» - карточка с изображением занятия, «Потом» - карточка с изображением того приятного момента, который ожидает Алексея в конце занятия. В нашем случае это были либо веревочки, либо мозаика.

Когда Леша привык к доске «Сначала – Потом» я стала вводить поэтапное визуальное расписание логопедического занятия. Это специализированный планшет с набором карточек – пиктограмм, на которых словом был обозначен какой – либо вид деятельности, которые ему необходимо было сделать в течение занятия.

Планшет – расписание должен все время находится в зоне видимости ребенка. По мере выполнения заданий Алексей сам перекладывает эти карточки с одной стороны «Надо сделать» на другую «Сделано». Леша всегда знает, что как только все карточки будут переставлены в строку «Сделано» занятие закончится, и он получит свое поощрение.

На начальном этапе введения визуального расписания занятия, я выбирала интересные и наименее сложные для выполнения задания. Постепенно задания стали усложняться, увеличилось их количество и время взаимодействия с педагогом.

В результате введения визуального расписания ребенок перестал вскакивать с места, бегать, портить и разбрасывать дидактический материал. Такое расписание учит ребенка последовательности действий во времени, помогает изучать новое и автоматизировать известное, помогает избежать на занятиях нежелательного поведения ребенка.

Но работа по визуальному сопровождению детей с РАС в нашем Центре не ограничивается только логопедическим кабинетом. В холе, для детей, висит визуальное расписание занятий на каждого ребенка, где он видит каких специалистов он посетит сегодня и каким видом деятельности будет заниматься. У каждого педагога отделения ОВЗ на двери кабинета висит карточка – логотип с названием специалиста или помещения.

В заключении хочется сказать, что визуальная поддержка детей с РАС это своеобразный якорь, который в моменты волнений и штормов помогает ребенку оставаться на плаву.

Публикации по теме:

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский Актуальность Почему моим выбором стали здоровьесберегающие технологии?.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС
Опубликовано: 26 мая 2018 в 02:58
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Торт для сюжетно-ролевых игр»
В этой публикации, уважаемые коллеги, расскажу, для чего делала розы из фоамирана ( мастер-класс в предыдущей публикации . Все мы знаем, как дети любят...
Занятие с использованием технологии продуктивного чтения и слушания в...
Конспект занятия с использованием технологии по продуктивному слушанию и чтению для детей подготовительной группы Тема «Как заяц в прятки играл » Задачи:...
Консультация для родителей «Игры-развлечения вместе с мамой»
Прикосновения стимулируют выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых ( родителей, педагогов) – не только ключ к созданию...
Фотоотчёт о проведении родительского собрания в нетрадиционной форме в возрастной...
Цель собрания: • подведение итогов совместной деятельности воспитателя и родителей за первый год пребывания детей в группе; Задачи: познакомить родителей с...
Отчет по самообразованию педагога «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»
Тема: «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» Вид проекта: групповой, познавательно - творческий. Продолжительность:3 месяца ( с 20 января - март)...