Получи документы

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 3

Алексей Алексеевич Токарев
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 3

3. Организационный раздел.

3.1. Структура реализации образовательного процесса.

Образовательный процесс реализуется в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности определяется нормами СанПина и составляет: для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

Публикация «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 3» размещена в разделах

3.2. Условия реализации образовательной программы.

3.2.1. Психолого-педагогические.

Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности, а также здоровьесберегающих технологий, а именно: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные.

3.2.2. Материально-технические.

Материально-техническое оснащение кабинета учителя-дефектолога и учителя-логопеда включает в себя:

• магнитную доску;

• игрушки мягкие, резиновые, с заводным механизмом, с музыкальным механизмом, матрешки, пирамидки, мозаика, паззлы,

• наглядно-иллюстративный материал, систематизированный по лексическим темам, для составления рассказов по серии сюжетных картинок, по предметным картинкам;

• раздаточный материал для развития ВПФ;

• многофункциональные игровые комплекты (Pertra, кубики Никитина, цветовая палитра, цилиндры-втыкалки, рамки-вкладыши);

• игры для развития сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

• дидактические игры для развития ВПФ (лото);

• магнитный алфавит;

• пособия для развития мелкой моторики (шнуровка, пальчиковый театр би-ба-бо, массажные тренажеры для кистей и пальцев рук, мячики су-джок,

• методическими пособиями для коррекционной работы по всем возрастам.

3.2.3. Организационные условия реализации программы.

Направление работы

в соответствии с образовательными областями Материалы для реализации

Развитие слухового внимания Игрушки, привлекающие слуховое внимание (голоса животных, неваляшки, бубенчики, звучащие панели, музыкальные и шумовые инструменты); звучащие бочонки, кубики, звуковое лото.

Развитие тактильного восприятия Определи на ощупь, Подбери пару, Пощупай и угадай, Лабиринты, тактильное домино, тактильное лото, тактильные доски.

Развитие зрительного внимания Бегущие шарики, неваляшки, юла, волчок, «Угадайка».

Игрушки, определяющие понимание речи Набор игрушек домашние животные и их детеныши, животные леса, конструктор из мягконабивных модулей, бросовый материал, брусочки деревянные.

Игры, направленные на развитие формы, объемных и плоскостных фигур Блоки Дьенеша, Гео шаг, геометрические фигуры на стержнях, дидактические наборы «Форма, цвет», геометрия большая ТОМ, геометрический паровозик, геометрические фигуры разрезные, геометрия ТОМИК, комплект PERTRA, настольно-печатные игры, «Веселый счет», «Посчитай-ка», «Сравни и подбери», конструктор LEGO – duplo, «Математические кораблики».

Наборы для развития мелкой моторики и графомоторных навыков Бусы, шнуровки, магнитный лабиринт, гвозди-перевертыши, умные тропинки, набор для нанизывания на твердый стержень.

Тетрадки-раскраски, рабочие тетради для занятий, картинки для обведения по контуру, картинки для раскрашивания, трафареты.

Сюжетные игрушки, игровые наборы для составления сюжетных рассказов Русские народные сказки, набор «Теремок», театр «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка», пальчиковые и кукольные театры, кукольный дом.

Предметные картинки, расширяющие словарный запас Демонстрационный материал по лексическим темам, дидактический материал по лексическим темам, настольно-печатные игры «Что сначала, что потом», «Веселые истории», «Логические цепочки», рассказы по картинкам, «До и после», «Ассоциация», «Свойства», «Противополжности».

Игрушки, предметы и картинки для классификации Подбери нужное, 4-ый лишний, Аналогии, «Парочки», «Подбери картинку».

Оборудование и материалы для развития речевого дыхания Дудочки, мыльные пузыри, губные гармошки, свистульки, трубочки-соломинки, воздушные шарики, игры с использованием воды, игрушки-вертушки, шарики из различного материала.

Оборудование для укрепления здоровья детей Массажные коврики для ступней ног, кистей рук; балансир «шагающая черепаха», балансир с лабиринтом «квадрат», кинетический песок, живой песок, сухой бассейн.

Оборудование для альтернативной коммуникаций Карточки PECS

Особое внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется обеспечению здоровьесберегающих условий, которые предполагают укрепление физического и психического здоровья, профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Здоровьесберегающие условия обеспечиваются в процессе проведения коррекционных занятий путем проведения:

• Ритмопластики;

• Динамические паузы (физкультминутки);

• Подвижных и спортивных игр;

• Логоритмики;

• Релаксации;

• Гимнастики пальчиковой;

• Гимнастики для глаз;

• Гимнастики дыхательной;

• Проблемно-игровых (игротренинги и игротерапия);

• Коммуникативных игр;

• Массажа и самомассажа;

• Технологии музыкального воздействия;

• Технологии воздействия цветом;

• Сказкотерапии;

• Лего-конструирования;

• Технологии коррекции поведения.

3.2.4. Методическое обеспечение.

Специ-алист Направление работы Методическое обеспечение

Учитель-логопед Мониторинг уровня речевого развития Безрукова О. А., Каленкова О. Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста», М. : «Русская Речь», 2014 г.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста». М. : «Гном-Пресс», 2000.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». М. : «Гном-Пресс», 2000.

Крупенчук О. И. «Речевая карта для обследования детей дошкольного возраста»;

Мазанова Е. В. «Обследование речи детей с ЗРР 3-4 лет». М. : - «Гном», 2014.

Мазанова Е. В. «Обследование речи детей с ОНР». М. : - «Гном», 2014.

Мазанова Е. В. «Обследование речи детей с ОНР. Речевая карта». М. : - «Гном», 2014.

Кириллова Е. В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие». – М. : ТЦ Сфера, 2011.

Верещагина Н. В. «Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста» // Дошкольная педагогика, Апрель, 2010.

Верещагина Н. В. «Экспресс-диагностика интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста». // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии / Ред. В. Н. Скворцов. – Спб. : ЛГУ им. А. С., 2009. Пушкина2011.

Бессонова Т. П., Грибова О. Е. «Дидактический материал по обследованию речи детей. М. 1998

Коррекция звукопроизношения Перегудова Т. С., Османова Г. А. «Вводим звуки в речь». Картотека заданий. - М. : «Каро», 2007.

Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., «Библиополис», 1995г.

Лопухина И. С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи».- М., «Аквариум», 1995.

Ткаченко Т. А. «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап». – М. : «Владос», 2015.

Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». – М. : «Книголюб», 2007.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М. : - «Гном», 2001 г.

Новоторцева Н. В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки л-ль» (на разные пары звуков). – Ярославль, 2001.

Формирование и развитие фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте Жукова Н. С. «Я говорю правильно». – М. : «Эксмо», 2009.

Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда». – М. : «Просвещение», 1985.

Филичева Т. В., Туманова Т. В. «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение». М. : «Гном и Д», 2000.

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Спб. : «Детство-Пресс», 2003.

Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. М. : «Аквариум», Спб. : «Дельта», 1995.

Галкина Г. Г. «Звуки, буквы я учу! Альбомы упражнений № 1,2,3 по обучению грамоте дошкольника». М. : «Гном», 2013.

Соколова Н. В. «Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников». М. : «Школа-Пресс», 2000.

Серия «Папка дошкольника».

Развитие речевого дыхания и просодической стороны речи Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». М. : «Книголюб», 2004.

Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». - М. : «Владос», 1994.

Слоговая структура слова Ткаченко Т. А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». – М. : «Гном и Д», 2001.

Агранович З. Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей». – Спб. : «Детство-Пресс», 2014 г.

Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова: система коррекционнных упражнений для детей 5-7 лет». – М. : «Гном-Пресс», 2006.

Коррекция недоразвития речи

1) лексико -

грамматическая сторона речи

2) связная речь Косинова Е. М. «Лексическая тетрадь № 1, № 2, № 3». – М. : «ТЦ Сфера», 2012.

Косинова Е. М. «Грамматическая тетрадь № 1, № 2, № 3, № 4». – М. : «ТЦ Сфера», 2012.

Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (Альбом 1, 2, 3 ,4). – М. : «Гном», 2015.

Приходько О. Г., Югова О. В. «Как научить малыша говорить». - М. : «Русская Речь», 2010.

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Тетрадь логопедических логопедических заданий». М. : - «Скрипторий», 2003.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно. Альбом». М. : «Гном и Д», 2014;

Громова О. Е. «Методика формирования первоначального детского лексикона». – М. : «Сфера», 2003.

Янушко Е. А. «Помогите малышу заговорить». - М. : «Теревинф», 2007.

Жукова О. С. «Я учусь говорить». – М., «АСТ», 2015.

Лалаева Р. И., Серебрякова. Н. В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формиование лексики и грамматического строя)». - Спб. : «СОЮЗ», 1999.

2) Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7 лет (Альбомы № 1, 2, 3). – М. : Гном», 2014.

Ткаченко Т. А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. : «Гном и Д», 2005.

Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников». - М. : «Гном и Д», 2003.

Коноваленко В. В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) - М. : «Гном и Д», 2001.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно. Сюжетные картины для развития связной речи в логогруппе» - М: «Гном», 2014.

Артикуляционная и мелкая моторика Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. «Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика». - Спб. : «Литера», 2015.

Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. - Спб. : «Детство-Пресс», 2001.

Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. - М. : «Каро», 2009.

Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М. : «Просвещение», 1989.

Развитие графомоторных навыков Касицына М. А. Альбом № 1, Альбом № 2. М. : Гном и Д, 2007.

Рабочие тетради из серии «Школа для дошколят», ЗАО «Росмэн-Пресс», 2008.

Рабочие тетради дошкольника из серии «Мои первые тетрадки» Часть 1, Часть 2.

Серия «Папка дошкольника».

Развитие ВПФ Л. В. Черемошкина Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.

Сорокина упражнения по ВПФ.

Серия «Папка дошкольника».

Учитель-дефектолог Мониторинг уровня интеллектуального развития Стребелева Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста». М. 2009.

Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А., Орлова А. Н. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста» под ред. Стребелевой Е. А., М. 1998.

Забрамная С. Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» М. ,1995.

Забрамная С. Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» М, 1985.

Забрамная С. Д., Боровик О. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М. 2008.

Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А., Орлова А. Н. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста» под ред. Стребелевой Е. А. – М. 1998.

Белопольская Н. Л. Экспресс-методика для диагностики детей 3-4 лет. «Когито-центр», 2008.

Коммуникативная деятельность Шипицина Л. М. Обучение общению умственного отсталого ребёнка. М., 2010.

Фрост Л., Бонди Э. «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». – М. : «Теревинф», 2011.

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. - М. : «Теревинф», 2016.

Горлова Н. А., Горлова О. А. Речевой фитнес. М. 2014.

Развитие игровых способностей Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. М. 1993.

Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. «Союз», С. -П. 2001.

Баряева Л. Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. Спб., 2001.

Развитие элементарных математических представлений; Пушкарёва М. А., Морозова И. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. М., 2008.

Касицына М. А. Серия «Я начинаю считать», Гном и Д, 2000.

Колесникова Е. В. «Математика для дошкольников», - М. : «Сфера», 2002.

Серия «Папка дошкольника»;

Бортникова Е. Ф. Серия тетрадей «Математика», ИД «Литур». – Екатеринбург, 2013.

Истомина Н. Б., Муртазина Н. А. «Готовимся к школе», М. : «Линка-пресс», 2007.

Ахутина Т. В., Монелис Н. Г. «Скоро школа». – М. :Теревинф, Генезис, 2006.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. М. 2009.

Безрукова О. А. Грамматика русской речи. Части 1 и 2. М. 2007.

Безрукова О. А. Слова родного языка М. 2005.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи. М. 2011.

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М., 2016.

Дыбина О. В. Я узнаю мир. Рабочие тетради для детей. М. 2016.

Пушкарёва М. А., Морозова И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. М., 2011.

Серия «Папка дошкольника».

Развитие ВПФ Сиротюк. А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. 2002.

Венгер А. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М. 1988.

Коноваленко. С. В. Развитие познавательной деятельности у детей. М. 1999.

Л. В. Черемошкина Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.

Сорокина Л. И. Интеллектуальное развитее детей. Конспекты практических занятий. М. 2013.

Серия «Папка дошкольника».

Здоровьесберегающие технологии Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. 2001.

Цвынтарный В. В Играем пальчиками и развиваем речь. М. 1997.

Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М. 2007.

Новиковская. О. А. Весёлые пальчиковые игры. СПб., 2006.

Приложение 1

Перечень диагностик

1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект». – М. : «Русская речь», 2014.

2. Забрамная С. Д., Боровик О. В. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей». - М. : «Владос», 2008.

3. Забрамная С. Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» - М. : «Просвещение: Владос», 1995.

4. Иншакова О. Б «Альбом для логопеда». - М. : «Владос», 2008.

5. Семаго М. М., Семаго Н. Я. «Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка». - М., 2005.

6. Стребелева Е. А. «Методические рекомендации психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет : Ранняя диагностика умственного развития». Альманах института коррекционной педагогики РАО № 4, 2001.

7. Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А., Орлова А. Н. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста» под ред. Стребелевой Е. А. – М. 1998.

Публикации по теме:

Образовательная программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей от 3 до 6 лет». Часть 2 Тематический план (5-6 лет) № занятия Время Цель занятия Форма работы 1 25 минут Развитие внимания Пальчиковая.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа (Программа) муниципального дошкольного образовательного.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО МБДОУ «Детский сад №5» ВВЕДЕНИЕ Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее – Программа) МБДОУ «Детский.

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 3 3. Организационный раздел. 3.1. Структура реализации образовательного процесса Образовательный процесс реализуется в форме индивидуальных,.

Основная образовательная программа ДОУ Основная образовательная Программа МДОБУ д/с «Буратино» разработана старшим воспитателем самостоятельно и определяет содержание и организацию.

Основная образовательная программа МБДОУ Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее – Программа) МБДОУ «Детский сад №5» (далее ОО) разработана в соответствии.

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1 Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:.

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 2 2. Содержательный раздел Психологический блок работы включает следующие задачи: Развитие эмоционально-волевой сферы у детей: - различие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 3
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 20:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД